Оборудование

Энергосберегающее LED-освещение

В последнее время решение социальных, экологических и экономических вопросов слились воедино, так как вещатели ищут пути экономии энергии для своих компаний. И это касается не только США, где люди не отводят глаз от счетчиков электроэнергии. В Британии BBC поставила перед собой цель снизить на 20% потребление энергии на одного работника, в то время как 3D и 4K компьютерная обработка изображений требуют все больше энергоресурсов. Чтобы соответствовать требованиям времени, BBC и BAFTA (Британская академия кино- и телевизионных искусств) разработали также Albert – онлайновый «углеродный калькулятор», созданный для измерения влияния производства программ на окружающую среду. Albert в обязательном порядке используется в детских программах BBC, а также в ряде телекомпаний, среди которых: Channel 4, IMG, ITV, Kudos, Shine, Sky, Talkback Thames и Twofour, что свидетельствует о стойкости тенденции.

Но как же достичь этой экономии? Согласно «Руководству по энергосберегающему освещению для телепроизводства» BBC, выпущенному в сентябре 2011, необходимо найти новый подход к освещению, так как 80% потребляемой энергии приходится именно на студийное освещение. Отсюда следует вывод, что можно сэкономить до 50% электроэнергии с помощью новых технологий.

В результате BBC стала постоянным покупателем энергосберегающих технологий. «Зеленая» волна захлестнула обе стороны Атлантики: от телестанции KPIX-TV в Сан-Франциско до канала ITV, которые с недавних пор сфокусировали свое внимание на эффективном потреблении энергии, оборудовав свои студии уникальными энергосберегающими осветительными системами.

Gekko kedo-sk fresnel

Многообещающая технология

Стремительное развитие LED-технологий стало одним из основных факторов этих перемен. Их преимущества очевидны: в домашних условиях 6 ваттная LED-лампа работает приблизительно 50 000 часов. Для сравнения: срок работы 14 ваттной флуоресцентной лампы 10 000 часов. Экономия для телекомпаний, безусловно, существенна и привлекательна. Все якобы свидетельствует о том, что LED -технология близка к лидерству.

Представитель компании Ianiro, одного из производителей осветительных приборов заметил: «Слабой стороной LED-осветительных приборов остается их высокая чувствительность. Такие осветительные приборы очень восприимчивы к перегреву, превосходящему рекомендованные производителями пределы. В результате их качественные характеристики существенно снижаются, тускнеет свет, изменяется его цветовая температура, сокращается срок годности».

«Учитывая это, стратегия Ianiro заключается в скрупулезной разработке и тщательном тестировании продуктов перед тем, как вывести их на рынок – как, например, в случае с их новым прожектором с линзой Френеля, - констатировал Саймон Ларн (Simon Larn), технический директор компании-производителя профессиональных осветительных приборов Photon Beard, - Раньше часто возникали проблемы при использовании LED-освещения в студийных условиях. Теперь некоторые из них решены. Во-первых, это цвет: как насыщенность, так и его передача. Насыщенность сейчас не считается большой проблемой среди производителей. Но цветопередача и то, как можно точно ее определить для телевизионного производства, являются предметом бесконечного спора.

Традиционные значения CRI (индекса передачи цвета) адекватно не определяют максимальные и минимальные значения спектра, которые являются обычными для самых простых LED. Возникает вопрос: как легкие тона, например, кожи, будут выглядеть на экране?

Проблема заключается в том, что производители разного оборудования используют LED-осветительные приборы, которые, в свою очередь, тоже принадлежат различным производителям. Поэтому каждый LED-источник имеет свой собственный спектральный состав, поэтому результат его использования практически непредсказуем.

В эпоху традиционных осветительных приборов лампы были предсказуемы и их цветовое исполнение не зависело от того, кто изготовил данный прибор», - считает Ларн.

Photon Beard сконцентрировала свои усилия на производстве светоизлучающей плазменной технологии Nova 270 с фокусирующейся линзой Френеля. Используя небольшой точечный источник энергии, этот плазменный осветительный прибор может создавать дневной свет полного спектра без мерцания, имея активную мощность всего 270Вт, но производя такое количество света, как HMI-осветительные приборы с мощностью в 400Вт или вольфрамовые лампы накаливания, соответственно, мощностью 2000Вт.

Photon Beard не единственная компания, которая решила работать в этом направлении. Еще один производитель осветительных приборов PRG выбрал LED в качестве приоритетного направления, последний продукт этой компании Foton - воплощение нового подхода. В нем используется удаленный люминесцирующий элемент: внутренний источник света отражается от кристалла с вкраплениями редкоземельных элементов, который начинает ярко светиться. Большая поверхность излучающего элемента позволяет безошибочно смешивать фосфоресцирующий материал для точной подборки цветов во всем видимом спектре.

Яркое будущее LED

Несмотря на все нюансы, на выставке IBC 2011 было представлено огромное разнообразие LED-продуктов. В выставке приняло участие множество производителей, среди которых - Videssence, создатель ExceLED 225-Nine Light, осветительного прибора, разработанного специально для больших кино- и телестудий, компания Gekko с новым продуктом Kedosk, одноцветным жестким осветительным прибором с линзой Френеля. Компания Dedo презентовала свою новинку - водонепроницаемую 24-ваттную панель TECPRO Felloni LED, а Visio представила осветительный прибор Pasolite 100M с опцией выбора цветовой температуры вручную. Внимание посетителей привлек продукт ANOVATM LED EcoFlood от Rotolight с технологией «Magic Eye», которая предполагает использование iPhone для измерения цветовой температуры и беспроводной передачи цветовых настроек.

Несмотря на недостатки, присущие LED, один за другим разрабатываются и выпускаются качественно новые устройства. Кроется ли причина этих недостатков в соблазне выпускать дешевые LED-решения? Действительно ли разработчики стараются создавать решения, которые по-настоящему будут соответствовать ожиданиям и требованиям кино- и телепроизводителей? Являются ли низкие показатели индекса CRI такой уж большой проблемой?

Videssence ExceLED 225

Dedolight TECPRO Felloni LED

Не обязательно, согласно мнению представителя компании ARRI, который заметил: «Мы протестировали нашу LED-продукцию (панели LoCaster и осветительные приборы с линзой Френеля L-серии). Оба продукта обладают хорошим качеством цветовой репродукции для кинопроизводства/вещания с показателем CRI> 90 для всех моделей. Наши устройства контролируются встроенным программным обеспечением, разработанным ARRI, которое подгоняет LED к нашим высоким стандартам.

На протяжении нескольких последних лет я испытывал чувство большой ответственности, демонстрируя студийным вещателям нашу продукцию и слушая их отзывы. Ведь по-настоящему оценить наши устройства можно, увидев их в действии.

Последнее время LED-осветительные приборы становятся все более популярными как идеальное решение для потребностей освещения. У LED есть все, чем должны обладать осветительные системы - яркие, потребляют очень мало электроэнергии, служат долго. LED-технология используется в осветительных приборах следующего поколения, которые предполагают уменьшение выбросов углекислого газа в процессе работы. Все это возможно благодаря замечательной способности LED предоставлять высококачественное освещение при минимальном потреблении энергии. На данный момент это самая эффективная и многообещающая осветительная система».

На волне такого всплеска энтузиазма на рынке появились LED-устройства всех видов и форматов. Накамерные модели от производителей PAG, Datavision, Ikan и Litepanels уже заслужили признание и стали частью съемочного оборудования многих операторских команд.

Стоит познакомиться поближе еще с одним осветительным прибором LUX-LED45 от Bebob, выпущенным в сентябре 2011 года, чтобы оценить его преимущества. По словам производителей, эта модель на 40% ярче, потребляет на 25% меньше энергии и весит на четверть меньше, чем ее предшественник LUX-LED60. Новый осветительный прибор дает 10 200 люкс на расстоянии один метр и под углом 30°. Он может питаться от камерной батареи в 100Вт-ч и работать более двух часов. Выпущенные всего три года тому осветительные приборы LUXLED40 и LED60 теперь существенно отстают, как устройства, производящие меньше света, потребляющие больше энергии и не представляющие преимуществ в размере или весе.

Перейдя к разработке освещения для телестудий, итальянская компания DeSisti создала осветительный прибор DE LED контрового освещения, изменяющий цвет циклорамы и освещения декораций. Еще один продукт этого производителя, система Set Light DE LED, предназначена для использования в качестве ключевого, заполняющего, контрового света, а также как рассеивающий и потолочный осветительный прибор.

LED-технологии относительно недавно пришли в телевизионные студии. Их производители заявляют, что такое освещение является инновационным, предоставляет контроль над интенсивностью света и направлением лучей. Производители также утверждают, что их продукты более усовершенствованные, легкие, компактные, при этом прочные и дают ультрамощный выходящий поток света. Они служат долго, потребляют мало и«предоставляют точный контроль над цветовой температурой…».

Ianiro Ianiled 54

Litepanels Sola12

Креативная реальность

Телевизионные новостные студии нуждаются в качественном и недорогом освещении. Когда операторы снимают новостные сюжеты, им нужен дополнительный источник для освещения интервьюируемого. В подобных случаях (а также при освещении архитектуры) LED-освещение незаменимо.

В этой сфере такие компании как Ianiro, ARRI и Gekko стараются удовлетворить потребности вещателей. Сфера, где разработчики все еще предлагают вольфрамовые и флуоресцентные лампы - это производства, которые требуют наивысшего креативного контроля: крупные кинопроекты, высокобюджетное музыкальное видео, сериалы и телереклама. Здесь в фокусе находится контроль за расходами и сопутствующие сложности работы с LED, которые до сих пор являются значительным препятствием.

На следующих выставках IBC и NAB следует ожидать все более широкого освещения преимуществ LED-технологий. Но все же следует различать разработки, у которых на первом плане низкая цена и разработки, которые предлагают больший креативный контроль.

Теги:

Follow Us

Технологии ТВ/Кино

© 2010-2018гг. Broadcast Project All Rights Reserved.Design & Development by Broadcast

Search