Статьи

Технический директор группы «1+1 медиа» Филипп Петренко – о новом телецентре компании

Совсем недавно, 1 августа нынешнего года, компания «1+1 медиа» объявила о запуске нового телецентра – единого для всех шести каналов группы. Теперь «1+1», «2+2», ТЕТ, «Плюсплюс», «1+1 International» и УНИАН вещают из комплекса, расположенного на Фрунзе, 23. О том, как проходило строительство, какое оборудование и компании-интеграторы были выбраны и почему, с какими сложностями пришлось столкнуться во время создания телецентра и после его запуска, нашему изданию рассказал технический директор группы «1+1 медиа» Филипп Петренко. 

- Филипп, новый телецентр является HD ready. Каковы планы по вещанию в этом формате? Какой процент программ уже сейчас снимается в HD?

- Весь комплекс построен в HD, а если быть точным, большинство элементов даже в 3G (2К, разрешение больше, чем HD), то есть все оборудование уже способно вещать в режиме HD. Что касается количества контента, на сегодняшний день все готовы при соблюдении определенных сроков давать контент в высоком разрешении. Мы понимаем, что для нас это непрерывный технологический процесс. Рано или поздно все каналы начнут переходить в новый формат.

Для нашего флагмана – телеканала «1+1» – очень важно, чтобы покрытие и, соответственно, национальная аудитория были максимальными. Но никто из провайдеров HD не обеспечивает максимальное покрытие, поэтому я не вижу никакого смысла национальному каналу очень быстро переходить в новый формат в этих условиях. Хотя наше производство готово - все снимается на камеры HD, но в эфир контент поступает в SD качестве.

О конкретных планах и сроках рассказать не могу, потому что это стратегическая информация нашей медиагруппы, которая не разглашается.

Расскажите о стадиях проекта. Каким образом удалось осуществить перенос производства без прерывания эфирного вещания?

- Проектирование началось в декабре 2011 года. Я на тот момент еще не работал в группе, и первыми переговорами занимался мой теперешний заместитель Дмитрий Оркуша. К маю 2012 года мы уже перешли от технического задания к получению тендерных предложений, соответственно, выбрали поставщиков и определились с закупками. Потом началась поставка оборудования, его установка.

Мы переехали в новое здание на Фрунзе, 23, запустили здесь инфраструктуру, потом плавно начали свозить сюда все офисы. В феврале 2013 года запустили студию ТСН, в июле провели четыре канала, и вот теперь 1 августа провели последние два телеканала медиагруппы и завершили проект.

Нам приходилось соединять несколько разных технологий, разное оборудование. Понятно, что обслуживание этих комплексов было достаточно сложным, к тому же  нужно было иметь специалистов в разных областях. Любое оборудование имеет свой цикл старения, свой цикл технологической пригодности, поэтому совершенно логично было поменять его по завершению срока службы и отстроить уже все централизованно, свести всех в один офис и наладить работу по единой технологии.

А беспрерывность вещания обеспечивалась тем, что мы продолжали вещать со старых площадок на том оборудовании, которое там было, и запускали параллельно такой же тракт. Вещание было полностью синхронным, картинки  соответствовали, таким образом мы обеспечили бесшовный переход для телезрителя, были только легкие подрывы, не более секунды, при переключении канала.

Старое оборудование было демонтировано и привезено на склад. У нас есть определенные планы для его использования внутри компании.

- Получается, что реализация проекта заняла чуть больше года. Это очень короткий срок.

- Все очень просто. Мы купили свое здание, которое является сердцем нашей компании. Не было смысла задерживаться на старом месте и платить за аренду.

Но, в принципе, международный опыт показывает, что такие проекты ведут обычно несколько компаний, которые 2-3 года занимаются проектированием, инсталляцией, отлаживанием процесса. Это нормальная практика для Европы.

-  В проекте были задействованы отечественные компании-интеграторы. Расскажите подробнее, каким образом делился объем работ между ними. Почему было привлечено несколько компаний, а не одна?

- Нужно сказать, что у «1+1» был положительный опыт использования решений компании Harris, ранее вещательный центр телеканала был построен именно на этом оборудовании, специалисты были уже подготовлены. Также важным было решение самой компании предоставить нам на время проекта временные лицензии, то есть нам не пришлось покупать в два раза больше лицензий, и мы спокойно могли работать без дополнительных затрат.

Что касается остального оборудования, было прописано ТЗ и проведен тендер, в котором победила компания Comtel с брендом Evertz. Так Comtel стала генеральным интегратором, а компания MacHouse, которая представляла Harris,  – субподрядчиком.

Для конструирования серверной в соответствии с требованиями к ЦОД (Центр обработки данных) привлекалась компания Ситроникс Информационные Технологии Украина.

Harris и Evertz – два известных бренда, конкурирующих в некоторых направлениях. Как проводилась интеграция оборудования этих компаний? Не возникло ли трудностей с отлаживанием систем?

- Когда я пообщался со специалистами Evertz из Канады, у них совершенно не вызывало это никаких вопросов, потому что мировой опыт подсказывает, что реализованных совместных проектов Evertz +Harris тысячи Понятно, что это конкурирующие бренды, но это бренды мирового уровня, поэтому они способны решать задачу любой сложности, и в том числе интеграцию. Мы понимаем, что на таких проектах нужно правильное взаимодействие обеих компаний, и они взаимодействовали – дописывали специальные модули,  разрабатывали специальный софт. Хотя, конечно, много было разговоров со стороны, скорее всего политизированных. Наверное, можно было сделать проще и построить инфраструктуру на одном бренде, но здесь надо понимать, что конкуренция дает возможность получить наиболее выгодную цену и диверсифицировать риски зависимости от одного производителя. 

- Как правило, немалые трудности вызывает налаживание работы цифрового архива. На сколько процентов сейчас задействована система Diva от Front Porch? Как происходит оцифровка материала?

- На сегодняшний день самым активным пользователем цифрового архива является наша служба новостей ТСН. Сейчас около 40% архива уже заполнено. С начала года мы оцифровали порядка 4000 кассет с помощью этого программного обеспечения. Планируем в ближайшем будущем полностью завершить переход на безленточную технологию и отстроить общий МАМ.

Сейчас мы запускаем прием всего рекламного контента в виде файлов при помощи программы Smart. То есть, мы полностью уходим от кассет, оптимизируем и упрощаем процесс получения материала от агентств.

Новый телецентр позволяет нам без проблем отказаться от ленты.

 

- Филипп, расскажите о новой студии ТСН.

- Это наша большая гордость, и мы можем только похвастаться. Это уникальная студия с точки зрения технологий, которые там используются: VizRT, видеостена и другие. У нас отличные спецэффекты – рушащиеся стены, выезжающие объекты. Я могу сказать, что ни один телеканал в Украине не может похвастаться такими технологиями.

Видеостена размером 9,3x2,9 метров, состоящая из 18 кубов, имеет общее расширение 11520x3600 пикселей, это гораздо больше чем 4K.

Система графического оформления VizRT – это технология, которая позволяет автоматизированно создавать виртуальные графические элементы (титры, графика, виртуальные обьекты). ТСН использует очень много эффектов в своих выпусках.  Это действительно передовая технология, и мы очень довольны, что используем ее. И не только в выпусках новостей,  но и в эфирной графике.

Мы полностью ушли от ручной работы с плашками. Теперь дизайнерами заранее создаются графические шаблоны, а сама система уже в настоящем времени накладывает графику и содержание. Нам нужно только набрать необходимый текст, и плашка готова. Многие каналы еще рисуют вручную, а мы экономим на этом сотни часов.

Кроме того,  студия оборудована современными осветительными приборами с автоматизированным управлением цветом и яркостью, а также светодиодной подсветкой декораций. В съемке ТСН и утренней программы «Сніданок» мы используем HD камеры Sony HDС1700.

- Как будет осуществляться поддержка оборудования?

- Поддержка комплекса осуществляется силами специалистов «1+1». Плюс у нас есть договора с различными компаниями, так как мы должны поддерживать свой вещательный центр 24 часа в сутки.

Кроме того, все оборудование было спроектировано с зеркальным резервированием (2N), что позволяет производить дублирование всех важных систем телецентра на случай непредвиденной поломки. То есть, фактически не один канал идет в эфир, а сразу два, которые независимы по оборудованию, с автоматическим переключением.

- Расскажите, пожалуйста, как передается сигнал с нового телецентра.

- В рамках данного проекта было построено собственное оптическое кольцо. Это кольцо подразумевает объединение всех наших офисов оптическими линиями. Почему кольцо? Потому что это два пути прохождения с одной точки к другой, практически всегда есть резерв для поставки сигнала по разным линиям. Соответственно мы резервируем пути передачи сигнала полностью своим собственным оптическим кольцом. Такое решение позволяет нам независимо поддерживать свою инфраструктуру.

- Какой спутниковый оператор доставляет сигнал?

- Не секрет, что мы используем два спутниковых оператора с точки зрения диверсификации рисков – Amos и SES – это те компании, которые фактически больше всего представлены на рынке Украины и готовы обеспечить надежный сервис. Их услугами пользуются и другие украинские телеканалы.

Мы также расширили возможности своего спутникового приема. В новом здании на крыше построен приемный телепорт - 15 спутниковых антенн (4 поворотные и 11 статических антенн различного диаметра). Мы очень переживали на счет радиовышки, которая находится рядом, но по факту у нас оказался отличнейший прием. Технически мы можем принимать около 10 футбольных трансляций одновременно. Специально был сделан металлический каркас для того, чтобы обеспечить надежное крепление антенн. Материал поднимали на крышу подъемными кранами, после чего варили из него нужные металлоконструкции.

- С момента запуска телецентра прошло две недели. Возникли ли за это время какие-то трудности в работе комплекса?

- Основные трудности были связаны, к счастью, не с оборудованием, потому что подобные нюансы очень тяжело контролировать, а с привыканием команды к новому телецентру, к  новому централизованному workflow. Команде нужно было привыкнуть к пультам, к кнопкам, софту. Весь персонал проходил тренинги, и за месяц до запуска телецентра сотрудникам приходилось чередовать смены работы и обучения. Здесь важен фактор психологического привыкания, чтобы уметь быстро реагировать в любой ситуации. Но сегодня я уже смело могу сказать, что все в порядке, люди работают уверенно.

- Филипп, у вас уже был опыт постройки телеканала. Этот опыт помог вам? Если сравнивать с прошлым, задачи, поставленные перед вами в этом проекте, были сложнее?  

- Здесь было тяжелее, потому что мой предыдущий опыт подразумевал плавный запуск телеканала, а не, к примеру, четырех каналов одновременно. И важно понимать, что запуск нового канала с нуля – это менее сложная задача, чем перенос существующего. В случае с запуском канала с нуля ты проектируешь его под себя, делаешь так, как ты хочешь, нет жестких дедлайнов. В случае с «1+1»  у нас были конкретные сроки, связанные с тем, что нужно было освободить здание на Мельникова, 42 в заявленные сроки, а мы там занимали много площадей, плюс нужно было обеспечить бесшовный переход.

Но, конечно, мой предыдущий опыт помог мне – он позволил мне правильно реагировать на какие-то ситуации. Я понимал, какие риски могут быть, какие решения нужно принять, как поддержать персонал, потому что нагрузка была достаточной – практически год в таком напряженном режиме, с выполнением дополнительных функций.

Очень много часов было потрачено именно на этот проект, при этом команда обеспечивала вещание и на старом оборудовании, соответственно нужно было заниматься и обслуживанием и поддержкой сразу в двух местах. Без профессионализма команды «1+1» такой проект реализовать было бы невозможно. Усилия нашей команды заслуживает всяческих похвал.

В проекте было задействовано много людей, и это не только технический департамент, а также и программные службы канала, ТСН, отдел закупок, административный департамент. Каждый сделал все возможное и невозможное для реализации данного задуманного. За что им всем отдельное СПАСИБО! Я хочу подчеркнуть, что только наши люди могут так работать. В Европе это было бы сделано за большие деньги, и в основном только силами поставщиков и интеграторов. Поэтому наши специалисты всегда и везде ценятся, у них очень большой потенциал!

Справка: Филипп Петренко - технический директор группы «1+1 медиа» с октября 2012 года. Ранее руководил техническим департаментом ТРК «Украина». За 5 лет работы построил современный студийный комплекс, создал ИТ инфраструктуру медиагруппы, запустил 5 новых каналов, среди которых «Футбол HD» перед EURO 2012, а также успешно провел трансляции самого Чемпионата. До этого Филипп работал ИТ менеджером в рекламном агентстве LEO Burnett, ИТ директором в медиахолдинге«Видео Интернешнл Киев»

Беседовали: Татьяна Шепель и Лилия Зинченко 

Фото: пресс-служба «1+1 медиа»

Новое на сайте

Search