С середины марта правительство призвало украинские продакшны приостановить съемки. С 11 мая в рамках ослабления карантина было разрешено снова приступить к работе.
Однако вынужденная пауза затронула всю экосистему производства фильмов и сериалов, и сейчас отрасль пытается выяснить, как двигаться дальше. Профессионалы всего производственного конвейера задаются вопросом не только о том, когда они смогут вернуться к работе, но и как будет выглядеть отрасль после пандемии.
«Бродкаст» пригласил продюсеров отечественных продакшенов поделиться своими прогнозами и перспективами относительно возвращения к работе. Вот что они сказали.
Главный вопрос: когда, вы считаете, будут возобновлены съемки фильмов? Чем студии занимались во время карантина?
Алла Липовецкая, генеральный продюсер Mamas Film Production: Сейчас готовятся к запуску 2 проекта для украинских телеканалов, которые должны стартовать летом.
Если можно так сказать, у нас был успешный вход в пандемию. Мы как раз завершали сценарный период в проектах, поэтому, пользуясь карантином, смогли доработать сценарии и в этом смысле как продакшен не останавливались, но понимаем, что могли зайти в производство чуть раньше, и люди / съемочные группы получили бы ожидаемую работу и, соответственно, зарплату. А поскольку нам пришлось немного отложить, то сейчас будем наверстывать. Зарплату сотрудникам продакшена (до 10 человек) мы платили, финансово коллектив не пострадал, однако все соскучились по работе и уже ждут действий. В целом карантин мы провели с пользой для подготовительного периода, а теперь надеемся зайти в съемочный.
Помимо пандемии, очевидно, имеет место еще и экономический кризис, а это значит сокращение рекламного рынка, сокращение бюджетов телеканалов. А дальше цепочка движется в сторону продакшенов, соответственно, сокращение объемов заказов, поэтому я не думаю, что летом будут проблемы с кадрами на съемочной площадке. Напротив, будет выбор, потому что объем производства уменьшится.
В период остановки съемок, конечно, пострадали те наши коллеги, кто зашел в производство и вынужден был прервать съемки. Это потеря денег, темпа и непонимание того, как все возобновить в рамках прежних бюджетов.
Игорь Волков, продюсер компании «АРТ Территория»: Во время карантина у нас остановились только съемки. Работа по постпродакшену не прекращалась: нам нужно было закончить сразу 3 больших проекта, один из которых эпический сериал «Сага» – 12 эпизодов с временным промежутком в 100 лет. У нас и до карантина большинство процессов были настроены для удаленной работы, так что мы без труда смогли организовать работу компании, не нарушая правил карантина и самоизоляции.
Кроме этого, мы смогли больше времени уделить разработке новых проектов и написанию сценариев. На данный момент ведется работа над 5 сериалами (1 из них копродукционный) и 2 полнометражными фильмами. Очень надеюсь, что к съемкам сможем приступить непосредственно уже в июне.
Олеся Лукьяненко, креативный продюсер FILM.UA Group: Лично мне повезло. Мы закончили съемки сериала «І будуть люди» – это сложный исторический проект (12 серий), по заказу Министерства культуры Украины, Международного фонда USAID и телеканала СТБ. Когда ввели карантин, у нас остался постпродакшен, а тут многие процессы возможны дистанционно. Оставались незакрытыми лишь тонировки, но теперь, после ослабления карантина, надеемся их провести и сдать проект.
Помимо этого, у меня несколько проектов в разработке. Как раз сейчас получается уделить им больше времени. Также попробовали разобраться с новыми жанрами – например, веб-сериалы и подкасты. Что-то получилось, с чем-то продолжаем разбираться.
Алексей Тереньтев, продюсер кинокомпании Star Media: Съемки во время карантина пришлось остановить, но это не значит, что жизнь в медиаиндустрии замерла: в отрасли полно другой работы, и значительную ее часть можно выполнять удаленно. Это, например, разработка новых проектов, редактура, определенные этапы постпродакшена – словом, все, что можно перенести в онлайн. Кроме того, в интернете можно вести почти любую коммуникацию с партнерами. Разумеется, многие процессы пришлось переформатировать. Практика показала, что подстроиться под новые обстоятельства и даже извлечь из них пользу – реально.
Мы в Star Media возвращаемся к полномасштабной работе в кратчайшие сроки. В ближайшее время у нас стартуют съемки 5 новых сериалов, полнометражный фильм "Я "Победа" и Берлин", в разработке более 30 проектов.
Кто генерирует идеи сериалов?
Алла Липовецкая: Это совместная работа с каналами. Мы приходим со своими идеями, сериальными заявками, канал может принять наши идеи, может предложить свои истории или заявки, с которыми они бы хотели, чтобы мы поработали. Таким образом мы получаем заявку или заказ на новый сериал. Дальше формируем команду и работаем.
Игорь Волков: По-разному. Иногда – это сами сценаристы, иногда режиссеры, иногда продюсеры каналов или кинокомпаний.
Олеся Лукьяненко: Это каждый раз происходит по-разному. Иногда идея исходит от продюсера, иногда – от сценариста.
Например, те несколько проектов, которыми я сейчас занимаюсь, сгенерированы продюсерской группой. Мы выписываем концепт и будем искать сценариста.
Как просчитывается потенциал той или иной идеи? Подключаете аналитику, охваты?
Алла Липовецкая: Можно ли исключительно с помощью аналитики снять идеальный продукт/сериал? Теоретически да, а практически нет. Слишком много слагаемых, которые невозможно учесть даже на уровне аналитики. То есть на канале анализируют существующий опыт, и аналитики могут нарисовать слагаемые успеха, но для того, чтобы эти слагаемые сработали, нужно не ошибиться ни в одном пункте. Например, они говорят, у нас работает история Золушки, но у истории Золушки порядка 75 разных ответвлений, и тут необходимо почувствовать самое главное, нужное и работающее. Истории все о любви, однако они все очень разные и, более того, в сценарном виде выглядят так, а потом за этот сценарий берется режиссер – и история уже приобретает новые грани, дополняется работой оператора. Далее все зависит от того, каких актеров выбрал режиссер, влияет на результат кастинг, ну и масса слагаемых, вплоть до качества звука. Поэтому сказать, что нам аналитики могут написать точные инструкции, и даже если мы выполним, это даст 100-процентную гарантию успеха и высоких рейтингов, тоже нельзя. Это всегда на уровне ощущений.
Игорь Волков: Как правило, для того чтобы поверить в потенциал проекта, нужен некий кворум. Если мы говорим о сериальном продукте, то это кворум производителя (например нас) и заказчика (тв-канала или платформы). Немаловажно еще и мнение эксперта, который будет продавать продукт, поскольку одним эфиром или локальным прокатом никогда не хочется ограничиваться. В зависимости от поставленной задачи (инновационный продукт или продление сериала на второй сезон) сценарии либо пилотные серии могут тестироваться на фокус-группах.
Олеся Лукьяненко: Мы стараемся оценить потенциал проекта, подключая ресурсы группы. Запрашиваем аналитику у нашей дистрибуции, маркетинга, международного копродюсирования. К тому же постоянно держим связь с телеканалами и платформами, получаем от них брифы.
У нас на студии разработана система внутренних питчингов. Еще на уровне идеи продюсер представляет свой проект на внутреннем питчинге. Коллеги слушают проект и выставляют ему оценку согласно разработанным критериям: «оригинальность идеи», «соответствие заявленного бюджета», «привлекательность на международном рынке» и т. д. Существует несколько этапов питчинга – от идеи до разработанного концепта. Эта система помогает сосредоточиться на наиболее рабочих, по мнению студии, проектах, получить оценку коллег, видеть картину в целом – кто что разрабатывает, и помогать друг другу.
Виктория Бурдукова, продюсер кинокомпании Star Media: Потенциал идеи просчитывает канал-вещатель, с учетом целевой аудитории, в какой слот пойдет этот продукт, в каком сезоне. Это все влияет на то количество денег, которое данный продукт может заработать. Исходя из таких расчетов канал понимает, сколько денег он может потратить на производство, и делится этой информацией с продакшеном. Далее продакшен принимает решение, реалистично ли для него снять этот проект за такие деньги, и какие могут быть конфигурации в передаче прав, дальнейшем заработке на продукте.
Как формируются сериальные бюджеты? Раскройте нюансы копродукции.
Игорь Волков: Бюджеты формируются очень просто. Считаются инвестиции в производство (кинокомпания, канал/платформа, государство либо частные инвестиции) и потенциал продажи. С имиджевыми проектами, бывает, что заработать и не получается. На то они и имиджевые. Копродукция может быть локальной и международной. В обоих случаях нюанс один – проект должен быть интересен всем потенциальным инвесторам и заказчикам. А вот интерес может быть разным. Например для кинокомпании в приоритете может быть имиджевая составляющая, для телеканала – интерес зрительской аудитории, а для одного из инвесторов – потенциал хорошей продажи.
Олеся Лукьяненко: Бюджет формируется на основе производственных задач: количество съемочных дней, специфика вопросов и локаций, кастинг и т. д. Хорошо бы его сформировать еще на уровне концепта, до написания сценария. Продюсер должен понимать, за сколько он может снять проект и за сколько – его продать, и здесь важно, чтобы вторая цифра не оказалась меньше первой. Коммерческий потенциал проекта оценивается несколькими факторами: площадки и территории продаж, привлечение фондовых денег, спонсорство и прочее.
Нюансы копродукции… Я бы не сказала, что здесь есть какие-то нюансы – те же принципы работы. Но нужно учитывать, что копродюсер делит не только расходы, но и ответственность, и риски. И его мнение также важно, если даже не важнее, как и ваше. Здесь нужно научиться все проговаривать, договариваться.
Нюанс, или сложность, на мой взгляд – это язык, именно на каком языке проект снимается.
Назовите проекты – фавориты последних лет.
Алла Липовецкая: Люблю из последних наших проектов сериалы «Швабра» и «Судья», но в принципе мы хорошо относимся ко всем собственным продуктам, потому что иначе в нашем бизнесе невозможно работать. Нельзя делать то, что сам не будешь любить.
Игорь Волков: Для нас – это, безусловно, полнометражный фильм «Позывной Бандерас», который собрал много международных наград; сериал «Маркус» – первая полноценная международная копродукция, ну и сериал «Сага», работа над которым сейчас на финишной прямой, а эфир, я очень надеюсь, будет уже в этом году.
Олеся Лукьяненко: Из украинских сериалов – «Поймать Кайдаша» и «Прятки» (возможно, это нескромно, но я правда считаю, что это сильный проект). Среди международных – много фаворитов. Назову те, которые сейчас пересматриваю, поскольку они помогают мне в разработке моих проектов: «Охотники за разумом», «Шторм», «Невероятное», «Острые предметы», «Неортодоксальная».
Виктория Бурдукова: Из международных – мне очень понравился «Чернобыль», смотрела фильмы «Неортодоксальная», «Фауда». Также я смотрю много ситкомов, и мне кажется, что в Украине сейчас этот формат будет востребован.
Читайте на broadcast.net.ua: Что делал мир на карантине? Много смотрел YouTube (ИНФОГРАФИКА)
Прогнозы. Каким вы видите 2021 год с учетом кризиса и карантинного 2020-го?
Алла Липовецкая: Станет ли 2020-й переломным для украинской культурной индустрии? Не вижу никакого повода стать 2020-му переломным. Не произошло ничего, что могло бы как-то кардинально повлиять на телевизионное производство. Я считаю, что у нас будет осенний сложный период, потому что грядут последствия замедления всех процессов, сокращение производства, аккуратное обращение с бюджетами и планированием, потому что не понятно, будет ли второй виток пандемии. Не можем до конца все спланировать. Думаю, что какой-то период замедления мы почувствуем и в эфире уже осенью. Ничего грандиозного или переломного в этот момент не произойдет.
Мое мнение: если и будут какие-то переосмысления, творческие новые решения, во всех смыслах – и в технологическом, и в содержательном, то их начнем ощущать весной 2021 года. А осень 2020-го попробуем доработать на ранее спланированном.
Игорь Волков: В 2020-м производство будет минимизировано до самого необходимого. На это влияют ряд факторов – от карантина до экономической ситуации. К сожалению, это только начало кризиса, и делать какие-либо прогнозы на 2021 год дело неблагодарное. Если говорить о финансах, то все будет зависеть от того, как быстро начнется восстановление мировой экономики, которая прямо влияет на украинскую. Фондовые индексы ключевых экономик мира стремительно снижаются, мировой ВВП упал на 2-3% – и это еще не конец, кризис связан с ОПЕК, экономика Китая впервые за 30 лет забуксовала и т. д. Возвращаюсь к киноиндустрии. Если наш рынок найдет в себе силы пережить/перетерпеть этот год, то в 2021-м снова начнется рост. Но обновление неизбежно, и всем нам стоит разумно распределить силы и запастись терпением.
Виктория Бурдукова: И в Украине, и в мире достаточно сложная экономическая ситуация, это все повергает людей в совершенно сумасшедшую депрессию, потому наша задача сейчас их развлекать и вытаскивать из такого состояния. Это - наша работа и долг. Именно потому я очень верю в ситкомы, драмеди, ромкомы как жанры, которые в ближайшее время будут востребованы. И, кстати, брифы украинских каналов говорят о том, что я права, им действительно нужен такой продукт. Любой продукт, который даст зрителю надежду и понимание, что мы выберемся, и все будет хорошо, станет востребованным. При этом, я думаю, что большие телевизионные шоу частично будут приостановлены, потому что они дорогие, плохо амортизируются, нет смысла в них вкладываться. Сериалы в этом смысле экономически выгоднее.
Надо понимать, что, в связи с новыми карантинными правилами, которые начнут работать на съемочной площадке и предполагают, в том числе, более длительную подготовку, в один съемочный день будет сниматься меньше времени и в результате удлиняться съемочный процесс, а значит, стоит ожидать увеличения сметы на съемки / производство уже нынешним летом. При этом у каналов денег больше не становится, особенно если учесть неутешительные прогнозы рекламного рынка (я слышала разные разговоры о падении, в том числе на 30%), и это не может не повлиять на бюджеты на производство. А производить надо. Потому останется либо сокращать затраты, либо менять технологию, либо искать жанры, которые не стоят мегабольших денег.