Киевскому телецентру на Сырце в этом году исполняется 27 лет. Здание, официально именуемое Аппаратно-студийным комплексом Национальной телекомпании Украины, с 2014 года служит домом для Национальной общественной телекрадиокомпании Украины (НОТУ / используются также названия UA: Суспільне мовлення та UA: Суспільне). Невзирая на небольшой для этого сооружения возраст, оно имеет достаточно насыщенную «биографию», поскольку идея его создания возникла еще в 1960 году. Однако, к практической реализации перешли лишь в 1983 году и вот в течение этих 23 лет, трижды менялось место строительства и проект. Размещение телецентра планировалось в районе кинотеатра «Зоряный», но когда в этом районе начали возводить дома, телецентр перенесли на земельный участок в 15 гектаров, около областной больницы, на месте старого еврейского Лукьяновского кладбища. А вот проект выполнили в Москве по заказу киевских органов власти с архитектурно-технологическими пожеланиями Госкомтелерадио. «Дело в том, что тогда у союзных республик были построены телецентры по типовым проектам, а вот в Украине решили построить телецентр похожий на московский «Останкино», меньшего размера, но подобный. На то время, существовали, конечно, жесткие правила и было такое положение, что технологическую часть проекта исполняет союзные проектные организации, а вот архитектурное решение остается за республикой», – вспоминает Сергей Федоров, бывший вице-президент Национальной телекомпании Украины по техническим вопросам. Конечно, украинские телевизионщики хотели более компактный 5-этажный корпус, но в итоге, киевскому архитектору Александру Комаровскому удалось видоизменить московский проект и он предусматривал ресторан в стеклянной пирамидке на крыше здания и открытую студию на уровне 25-го этажа.
Читайте на broadcast.net.ua: Борг у спадок. Рахунки Суспільного мовника заблоковано
«Александр Комаровский просто «разрезал» АСК высоткой и таким образом, редакционный «карандаш» оказался в центре монументального вестибюля. Я думаю, что это удобно и красиво, по крайней мере, такого больше нигде нет, не принимая во внимание тот факт, что военный институт связи был монополистом по проектам телецентров на территории СССР. Поэтому типичные детали, могут встречаться в других республиках, например Дом Радио в Кишиневе. Среди недостатков, можно отметить отсутствие окон в определенных помещениях аппаратно-студийного комплекса, пассажирских лифтов в студийной части, но преимуществ, конечно, больше, например уникально сконструированы большие студии по методу «коробка в коробке». А вот время и финансирования не хватило для возведения киноконцертной студии на 450 мест, где должна была быть ПТС, рельсовая дорога, несколько площадок и вся светская инфраструктура», – рассказали в Музее истории телевидения.
По словам Сергея Федорова монтаж и пусконаладка оборудования в Киевском телецентре осуществлялась специалистами из нескольких городов. К примеру, его комплектация происходила в городе Шяуляй (Шяуляйский ТВ-завод), хотя телекамеры и обьективы производились в Ленинграде, видеомагнитофоны в Новосибирске, видеоконтрольные устройства в Александрове, измерительная аппаратура во Львове, а звуковое оборудование импортировали из Чехии. Когда комплект оборудования приходил, то его инсталляция для одного АСБ занимала порядка 3 месяцев. Для сравнения, сейчас используя современную технику, такую работу можно выполнить за 3 дня. Интересно, что изначально планировалось установить в телецентре аппаратно-студийное оборудование третьего поколения «Перспектива» и центральную аппаратную «АЦ3М».
Переезд в новый телецентр, по воспоминаниям сотрудников НТКУ, занял почти 5 лет: первыми поселенцами был технический персонал, который начал освоение аппаратуры. «Первый пусковой комплекс мы наполнили техникой, соединили его без остановки вещания с телевизионной сетью между Крещатиком 26 и концерном РРТ. Как только все это запустили, оказалось, что оборудование досталось последнее поколение в серии, поэтому, когда все начали переходить на следующее поколении, отдельные элементы вновь потребовали модернизации. Но денег тогда катастрофически не хватало и поэтому приходилось прибегать к маленьким хитростям, тоесть привлекать средства под конкретные проекты, например для освещения Олимпийских игр. В дальнейшем, для обновления оборудования мы получили японский кредит, который позволил обновить камеры и в течение 10 лет надлежащим образом обеспечить технологию телевизионного производства в формате Betacam SP», – информирует Сергей Федоров.
Свои двери Киевский телецентр открыл 30 декабря 1992 года, когда состоялся первый официальный эфир из студии АСБ-1, а именно пресс-конференция Президента Украины Леонида Кравчука. Первый эфир из АСБ-2 состоялся 28 февраля 1996 года – это был 6-часовой телемарафон с целью привлечения средств на достройку телевизионной концертной студии в виде летающей тарелки на 450 мест. В конце 1990-х гг., телецентр был оснащен современной электронной техникой стоимостью в $13,5 млн.
Читайте также: НСТУ закупила систему екранів для «Суспільної студії» на 3 млн грн
В сентябре 2009 года, открылся новый ньюзрум, который называют 9-й студией Киевского телецентра. «Эта студия строилась и обустраивалась на протяжении года и имеет такую нестандартную форму, потому что находится в подстудийном пространстве большого 600-метрового павильона АСБ-2. Соответственно, все эти конструкции отвязываются от земли, строясь на отдельной платформе, которая двигается независимо от землетрясений или движения метро. Она гасит эти колебания, находящейся рядом и соответственно, верхняя студия построена по всем классическим технологиям, а другая студия построена в нестандартном пространстве. Ньюзрум оснащен LED-панелями и идея заключалась в том, что восприятие пространства будет изменяться с помощью цветов колонн», – отмечает Виктор Селезень, главный инженер НОТУ.
Осенью 2012 года, на территории Киевского телецентра появился новый автоматизированный цифровой эфирный комплекс и видеоархив. Здесь сосредоточена серверная аппаратная, которая работает в цифровом формате SDI, благодаря чему значительно улучшилось качество сигнала. Также есть ленточная роботизированная библиотека Sun StorageTek SL 3000 – система долгосрочного архивирования видеоматериалов на 30000 часов с возможностью увеличения объемов хранения. Ну, и, конечно, центральная аппаратная, которая предназначена для централизованного снабжения всех источников телецентра. Основное оборудование – матричный коммутатор фирмы «Harris Broadcast» на 128 входов и выходов.
В целом, Киевский телецентр состоит из 9 полноценных аппаратно-студийных блоков площадью до 600 кв.м каждый (в том числе и подземной студии, рассчитанной на военные условия вещания), 14 залов для репетиций, 17 видеоаппаратних комплексов, 4 залов для кинопросмотра. В ближайшие 20 лет, по словам Сергея Федорова, Киевский телецентр будет развиваться в зависимости от тенденций в телевидении, а значит все уйдет в плоскость улучшения качества изображения (HD, Ultra-HD), звука и внедрение интерактивной работы со зрителем. «Первые 20 лет телецентра прошли под знаком постоянной нехватки финансирования, я надеюсь, что следующие 20 лет станут новой вехой и поднимут телеканал на новый качественный уровень, как с технологической стороны, так и с гуманитарной», – резюмирует г-н Федоров.
На сегодняшний день ситуация с финансированием в лучшую сторону не изменилась…
Материал из архива журнала Broadcast.net.ua