Накануне старта 78-го Венецианского кинофестиваля состоялась пресс-конференция, посвященная участию Украины в этом событии.
В основную конкурсную программу впервые за 30 лет попал украинский фильм «Відблиск» режиссера Валентина Васяновича. Он будет соревноваться за главную награду «Золотого льва». В конкурсе «Горизонты» будут показаны еще две украинские картины – «Носоріг» Олега Сенцова и «Цензорка» Петера Керекеша.
Стоит отметить, что в 2019 году Валентин Васянович получил награду 76-го Венецианского кинофестиваля за лучший фильм в программе «Горизонты» с лентой «Атлантида».
Сопродюсером обеих картин стал Владимир Яценко. Почти все, что продюсирует Владимир Яценко, связано с темой войны. Однако сейчас Владимир работает и над другими проектами. О новых фильмах, плохих сценариях и хороших сценаристах, а также почему зарубежные ОТТ-платформы не предоставляют статистику, «Бродкаст» расспросил у продюсера.
- В Вашем активе «Дикое поле» по роману Сергея Жадана, «Додому», «Атлантида», теперь – «Відблиск». Вам близко артхаусное кино?
Вы знаете, я бы не сказал. Скорее я специализируюсь на хорошем кино с классными историями. Потому что не важно, артхаус или нет, – важна история.
Например, сейчас мы только закончили съемки очередного фильма Антонио Лукича, которого сложно назвать люто артхаусным режиссером. Картина называется «Люксембург, Люксембург». Зимой готовимся снимать дебютный фильм Павла Острикова «Ты – космос». Это совершенно потрясающая лав-стори, действие которой разворачивается в далеком будущем. В центре сюжета пилот-дальнобойщик, который сбрасывает радиоактивный мусор в черные дыры. Так происходит, что человечество гибнет, и он остается единственным, кто выжил во Вселенной. Однако позже наш герой обнаруживает еще одного выжившего – французскую женщину-ученого. И это абсолютно зрительское кино, которое мы надеемся закончить в следующем году.
То есть мы делаем разные фильмы, это больше вопрос качества истории, которую мы выбираем, и личность режиссера. Нам интересно работать с необычными авторами. Если сценарий плохой и не важно, артхаусный он или нет (а есть очень много плохих артхаусных сценариев), то, естественно, мы не будем это делать.
На самом деле практически невозможно снимать больше двух фильмов в год, да и два – очень тяжело. Поэтому приходится быть избирательным. Вот есть два фильма в год, и необходимо выбрать из сотен сценариев и сотен режиссеров.
- А чем руководствуетесь при выборе?
В основном – собственным вкусом, это, конечно, вкусовщина. Но если в целом фильм производится 3-5 лет, вы должны настолько любить эту историю сами, чтобы была мотивация на протяжении 3-5 лет заниматься этим фильмом и добиваться того, чтобы он был реализован и попал на фестивали, дошел до зрителя.
- Кино в постпандемической реальности… Вернутся ли зрители в залы в прежних объемах?
Я думаю, что кинозалы/киносмотрение останутся как вид развлечения обязательно. Возможно, он станет менее массовым, это вполне вероятно, но никуда не денется.
Стоит, правда, отметить, что кино конкурирует с другими видами развлечения. Однако это всегда было, есть и будет.
Другой вопрос, что есть зрители, которые предпочитают фильмы, поднимающие серьезные вопросы – и для них это важно. Это зрители, которые готовы делать какую-то внутреннюю работу, как, например, с фильмом «Відблиск». И есть люди, которые предпочитают посмотреть легкую комедию. И это нормально.
- OTT-платформы сделали большой рывок за 2020 год.
Да, это так. И все наши фильмы продаются на большие международные ОТТ-платформы. И «Додому», и «Атлантида» были проданы MUBI – артхаусному европейскому ОТТ-провайдеру. Мечта любого кинематографиста – попасть туда. Его еще называют Netflix для умных. Также продаем на HBO, сейчас будут известны результаты продажи «Атлантиды» на Amazon Prime и Apple.
- Получаете статистику просмотров?
Нет, сервисы не предоставляют статистику. Это одна из больших внутрииндустриальных дискуссий. Сегодня в разработке акт по вопросу цифрового искусства в Европарламенте, который активно лоббируется европейскими продюсерами, чтобы ОТТ-платформы обязаны были раскрывать данные по количеству зрителей и просмотров. И здесь речь идет скорее об обратной связи, нежели о денежном вознаграждении. Сейчас это такой «темный» ящик.
Кинотеатры, напротив, сразу дают обратную связь: видно, как реагирует зритель, сколько людей пришли, работает сарафанное радио или не работает. Это довольно важная обратная связь, сразу показывает, какую работу мы сделали.
В ОТТ же, из-за того что не получаем никакой обратной связи, очень сложно для продюсеров и творцов понять, в правильном ли направлении двигаемся – а это необходимая часть экосистемы.
- У Вас большой опыт работы с зарубежными съемочными группами. Если сравнивать с украинскими, какой уровень у нас, какой у них? Хватает ли отечественных специалистов?
Наш уровень достаточно хорош. Мы абсолютно конкурентоспособны по сравнению с теми же европейцами или американцами. Единственный большой минус – то, что все-таки индустрия не очень большая, и к тому же все эти годы была разрушена система подготовки и образования новых кадров. Потому многие люди попадают в кино случайно, учатся сами, и это проблема. И сегодня одна из самых огромных сложностей украинской киноиндустрии – отсутствие системы подготовки сценаристов. Смотрите, мы работаем с авторами, которые сами пишут себе сценарии. Потому что если вам повезло и вы отличный режиссер, который может написать классную историю – супер! А если вы классный режиссер, но не можете этого сделать, тогда очень плохо – потому что нет сценариев. Вернее, есть, но их очень-очень мало. Что происходит: все классные авторы начинают сами снимать, пример – Наташа Ворожбит. Это совершенно классическая история, когда человек писал интересные истории, и решил никому их не доверять и снимать сам.
А поскольку система государственных питчингов построена таким образом, что деньги должны быть потрачены, и при этом не важно, какие это истории. Это плохо, потому что чем выше качество сценариев, тем лучше индустриальную ситуацию и любовь зрителей мы будем получать на выходе. И это задача не одного дня, это задача многолетних усилий.
Есть прекрасное выражение «Story is the King», и если у вас Story не King, не важно, какой режиссер и какой продюсер будут снимать. Будет просто плохо.
- На Одесском кинофестивале в рамках встречи с Даниэлем Брюлем и Мальте Грюнертом была дискуссия о будущем кинематографа. Так, например, если посмотреть на кассовые сборы и результаты проката фильмов – победителей крупнейших фестивалей, таких как Канны, то они мизерные. Таким образом, для людей, которые создают артхаусное авторское кино, это не возможность заработать, это не бизнес, а скорее хобби.
Бывают счастливые исключения. Из последних могу назвать картину «Стоп-Земля» Катерины Горностай, получившую Гран-при на ОМКФ. Это фильм, который изначально задумывался как артхаусный эксперимент, в итоге мигрировал в сторону зрительского кино и был очень тепло принят аудиторией. Однако нужно понимать, что так бывает не всегда. Это выбор творцов, если ты хочешь снимать сложное кино, просмотр которого является большей частью работой, а не развлечением – никто не смотрит просто так Тарковского или «Апокалипсис сегодня». И тут нужно понимать, что всех денег мира не заработаешь. Хочешь делать кассу, значит работай с той аудиторией, которая способна эту кассу дать. Естественно, что большее количество людей пойдет на что-то легкое и развлекательное, во всем мире так. Поэтому здесь я не вижу каких-то страшных противоречий.
Для нас, как создателей, в первую очередь важны зрители, для нас это не столько заработок, а больше вопрос, чтобы максимальное количество людей в мире увидели эти фильмы. Я действительно считаю очень важным, что те смыслы и те нарративы, которые мы делаем, не успела в данном случае по поводу войны сделать Россия. Считаю, что именно наш нарратив будет показан мировым зрителям, не российский (и по Крыму, и по войне на Донбассе). Мы очень недооцениваем роль кино в жизни и принятии решений большинством обычных людей. Деньги на культуру обходятся гораздо дешевле, чем на вооружение.
- «Відблиск» – именно из такой категории картин. Расскажите о фильме.
Производственный период продолжался больше года, вместе с репетициями. У Валентина Васяновича свой метод работы – очень большое количество репетиций, работа с актерами на реальных локациях, большая исследовательская часть, когда автор изучает тему. Происходило много общения с бывшими заключенными «Изоляции», они нас консультировали, и Стас Асеев (ред. - автор книги "Изоляция"), и другие люди. Когда уже есть первый монтаж / first cut, тогда начинается усиленная работа касательно того, где будет премьера этого фильма.
Стоит отметить, что еще на этапе написания сценария мы были отобраны на один из наиболее престижных в мире копродукционных маркетов – Берлинале копродакшен маркет. Это для нас стало еще одним подтверждением, что фильм будет интересен для кого-то, кроме наших соотечественников. И после этого началась достаточно тяжелая борьба за участие в Венецианском кинофестивале. В нынешнем году за «Золотого льва» будет сражаться 21 фильм, включая картину Валентина Васяновича. Конкуренция невероятная. Поэтому для нас и всего украинского кино тот факт, что три украинские картины представлены в этом году в Венеции, свидетельствует о том, что мы можем делать истории, интересные людям во всем мире. И очень важно, что мы можем донести собственный взгляд на ситуацию в нашей стране. Уже в этом есть наша большая победа!
Фото: KAMA