Статьи

Как украинские студии «на колесах» покоряют международный рынок

Наиболее технически сложным комплексом телевизионного производства являются передвижные телевизионные станции (ПТС), т.к. предназначены они, как правило, для работы в прямых эфирах вне студий, часто в экстремальных условиях (и не только погодных, еще чаще технологических или организационных). Главной целью и эталоном любой компании при построении ПТС является получение максимально функциональной и универсальной платформы для съемки любых ТВ форматов. Сегодня в мире ПТC применяются в трех главных направлениях: большие развлекательные шоу, спорт, политические события и общественные мероприятия.

В 2010 году компании Star Media и «Инженер-сервис» (Влад Ряшин и Дмитрий Прикордонный) решили реализовать смелый проект – разработать и построить собственные ПТС, отвечающие всем современным и актуальным тенденциям внестудийного телевизионного вещания. Так, в 2011 году появилась ПТС «Star Bird», а еще через два года – ПТС «Happy Bird» (2013 г).

Влад Ряшин: «Танцевально-развлекательное шоу «Майдан's» было толчком для создания ПТС. А дальше мы стартовали еще в двух направлениях – это политические событийные съемки и правительственные мероприятия. Стоит отметить, что поскольку каждому типу мероприятий присущ свой и очень высокий уровень требований, то наши ПТС должны быть максимально приближены к 100% универсальности».

Несмотря на то что идея построить ПТС пришла после опыта развлекательного шоу, студии конструировались как максимально универсальные - для реализации любых типов телевизионных форматов. Это очень пригодилось, поскольку в последствии больше пользовались спросом проекты освещения спортивных мероприятий.

Дмитрий Прикордонный: «Когда мы строили ПТС «Star Bird», у нас в голове был «Майдан's, однако впоследствии ПТС больше работала на футбольных матчах. Шоу снимали тоже, но 70% загрузки составлял именно спорт».

За короткое время в послужном списке появились трансляции футбольных матчей чемпионата Украины, Лиги Европы, отборочные матчи сборной Украины и самые высокие по техническим требованиям соревнования – матчи Лиги Чемпионов.

«С момента создания ПТС все футбольные матчи мы снимали в Украине. Наш главный заказчик – ТРК «Украина» и его холдинговые телевизионные каналы «Футбол-1» и «Футбол-2». Но уже к 2015 году география работ наших ПТС заметно расширилась: Люксембург, Грузия, Словения, Армения, Латвия, Польша, Словакия.

В Грузии мы работали с федерацией футбола Грузии. Это был отбор Чемпионата Европы между Грузией и Германией. А Германия – главная страна-рекламодатель – устанавливает стандарты футбольной телевизионной съемки в Европе. Для них футбол – это все!

 

На этом проекте мы работали вместе с немцами: они обеспечивали трансляцию для своей страны, а мы - для всего мира. Это был очень серьезный опыт! Интересная, колоритная работа», рассказывает Дмитрий Прикордонный.

Но особым вызовом для новых ПТС и их экипажей стали съемки чемпионата мира по спидвею для иностранного заказчика. Гонки проходили в разных странах (всего 16): Австралии, Великобритании, Швеции, Польше, Словакии, Словении, Финляндии, Латвии и других. Наши земляки снимали два этапа – один в Даугавпилсе (Латвия), второй – в Словении.

Рассказывает Петр Метальников, технический директор компании Инженер-сервис: «В Украине мало знают о спидвее, им почти никто не занимается, а в мире это достаточно популярный вид спорта. Для спидвея построены 40-тысячные стадионы. И сам «Спидвей Гран-при» - это как «Формула-1» среди кольцевых мотогонок. Например, Даугавпилс очень маленький городок и его население удваивается во время этого этапа Чемпионата Мира. Туда съезжается огромное количество людей.

Спидвей – это круг вокруг стадиона. Если представить себе футбольное поле – вокруг него беговая дорожка, но она засыпана слоем песка, глины и грязи. И вот по ней, по кругу несутся мотоциклы. Всё и вся - техперсонал, техника, расставленная вокруг стадиона, – камеры, микрофоны – накрывается слоем пыли. До зрителей тоже иногда долетает, но им это нравится. Интересный вид спорта.


В Даугавпилсе нам «повезло», потому что посреди гонки пошел дождь. Когда дождь идет сразу, то пыль подняться не успевает, а когда у тебя перед этим было 12 заездов – это все поднялось в воздух и зависло... И тут резко начинает идти дождь, и глиняная корка покрывает абсолютно все. Ты прикрываешь камеру пыльником – и у тебя вроде бы все защищено, но потом оборудование все равно требует дополнительного сервиса. И когда мы вернулись в Киев, у отдела сервиса было много работы. Ребята дней десять с этим «упражнялись» - все чистили, вымывали.


Специфика спидвея в том, что сами гонки молниеносные и все события происходят за короткое время: 20 заездов по три круга. Один круг проезжают достаточно быстро. Важно снять, показать гонку, а потом показать повторы, как в шоу. Разноплановая работа все время: показ, повторы. Сама гонка прошла, после нее большая пауза – едут машины, выравнивают трек, и опять пауза. Пока готовят трек, проходят интервью с беспроводной камерой, оператор шустро бегает везде- ищет гонщиков, интервью пишутся или сразу идут в эфир. В футболе совсем не так. Там более статичная работа – одна камера берет поле, сопровождает, если что-то произошло – начинаются повторы. А здесь все время очень энергично, постоянное движение. Невозможно оставаться в «макетных» рамках съемки. Рев стоит неимоверный – ничего не слышишь. ПТС расположена в 10 метрах, по борту машины стучат камушки… Это был очень непредсказуемый и динамичный проект».

Что же представляют собой «Star Bird» и «Happy Bird» внутри?

Обе станции собраны на базе шасси FS260 компании Volvo. Отличительными особенностями «Happy Bird» является кабина водителя со спальным местом и трансмиссия с 9-ти ступенчатой коробкой передач.

Кузовы обеих ПТС разработаны компанией «Инженер-сервис» и построены в Финляндии. Ширина кузова - 2,55 м., длина - 11,95 м, высота - 3,95 м. Стены и потолок изготовлены из специальных термопанелей, позволяющих работать в условиях от минус 20 до плюс 40 градусов за бортом. Система климат-контроля включает вентиляцию, кондиционирование и отопление. Предусмотрено раздельное управление температурным режимом для блоков телевизионного оборудования ПТС, и для каждого из отсеков. Это позволяет создать комфортные условия обслуживающему персоналу и стабильную работу оборудования.

Кузовы обеих станций имеют выдвижную часть, которая увеличивает рабочее пространство в видеорежиссерском отсеке. Рабочее место звукорежиссера сделано как отдельное помещение и акустически изолировано. Видеорежиссерский и технический отсеки могут быть как объединены в единое рабочее пространство, так и разделены массивной слайдер-дверью. Каждый из них имеет свою входную дверь.

ПТС оборудована системой аккумуляторного питания. Это позволяет установить, выровнять и развернуть ПТС на выбранной позиции без подключения к внешнему электропитанию. При рабочей эксплуатации все системы функционируют от электропитания 380/220 Вольт. Все телевизионное оборудование подключено к источникам бесперебойного питания, обеспечивающим автономную работу 10-15 минут в случае отказа внешнего электропитания. Суммарное электропотребление ПТС – менее 25 кВт.

Как снаружи, так и внутри ПТС оборудована грузовыми отсеками. В них перевозятся и хранятся камеры, объективы, штативы, микрофоны, стейдж-боксы, дополнительные кабельные барабаны и прочее. Для камерных, силовых и других кабелей установлены моторизованные кабельные барабаны. Максимальная снаряженная масса каждой ПТС – 23950 кг.

ПТС «Star Bird» укомплектована 12 триаксиальными камерами Sony HSC-300 и одной беспроводной камерой Sony PDW-700. Общая длина камерных триаксиальных кабелей составляет 2500м.

ПТС «Happy Bird» укомплектована 12 оптоволоконными камерами Sony HDC-1700. Камерные оптические кабели хранятся на переносных барабанах (общая длина камерных оптических кабелей 4000м).

Под задачу клиента - в ПТС можно установить дополнительные камеры и довести их число до 16-ти камер (на «Happy Bird») или до 18-ти камер (на «Star Bird»). Это могут быть как такие же камеры стандартной комплектации, так и специальные – беспроводные, slowmotion, гол-, общего плана и т.д.

Все камеры комплектуются объективами Canon. На «Star Bird»: два боксовых объектива - DIGISUPER 86 и DIGISUPER 60, два длиннофокусных - HJ40x10B IASD, три широкоугольных - HJ14ex4.3B IASE, три стандартных – HJ22ex7.6B IASE и три стандартных - HJ17ex7.6B IASE. На «Happy Bird»: два боксовых объектива - DIGISUPER 95, четыре длиннофокусных - HJ40x10B IASD , четыре широкоугольных - HJ14ex4.3B IASE, четыре стандартных – HJ22ex7.6BIASE.

На «Star Bird» используются штативы Cartoni («тяжелые» CS60 и стандартные CS20), на «Happy Bird» - Sachtler («тяжелые» Video 75 и стандартные Video 20).

Ключевое рабочее место в обеих ПТС – видеорежиссерский микшер Snell Kahuna 3ME с дополнительными AUX-панелями. Он дает возможность формировать одновременно три и более ТВ-программ с наложением до 4-х слоев графики, 8-ю независимыми клип-плеерами и 4-х канальным модулем видеоэффектов. Видеомикшер имеет 48 входов HD/SD-SDI и 40 выходов HD/SD-SDI. Технология видеообработки позволяет микшировать HD- и SD-сигналы, выполнять цветокоррекцию по всем входам и программным выходам, воспроизводить синхронные звуковые клипы. Удобный и понятный интерфейс дает возможность программировать сложные сцены и переходы.

Для маршрутизации и резервирования видеомикшера установлен роутер Snell Sirius 3G/HD/SD. Он имеет внутреннее матричное поле 128x128, позволяя одновременно управлять коммутацией сигнала с любого входа на любой выход.

Беспроводные камеры обеих ПТС комплектуются системой Vislink L1500. Радиус устойчивой работы - до 100м (в условиях прямой видимости). Система обеспечивает удаленный контроль и управление всех параметров камеры.

Для организации повторов используются по два 6-ти канальных видеосервера EVS XTNano («Star Bird») и EVS XT3 («Happy Bird»). Операторы повторов могут непрерывно записывать до 8-ми камер и воспроизводить до 4-х.

В качестве записывающего оборудования на «Star Bird» используются два рекордера Panasonic AG-HPD24E, а на «Happy Bird» кроме двух рекордеров Panasonic AG-HPD24E установлены еще два рекордера Video Devices 270i. Дополнительно, по желанию заказчика, могут быть установлены ленточные рекордеры Panasonic AJ-SD93E или Sony HDW-2000.

Система отображения и визуального мониторинга ПТС «Star Bird» построена на мультивьюверах Apantac LE-24HD и LE-32HD. В «Happy Bird» для этих целей использовали два Apantac LE-32HD . Они формируют мультиэкраны для всех рабочих отсеков. В видеорежиссерских отсеках обеих станций сигнал отображаются на 6-ти 42-х дюймовых панелях Panasonic. В техническом и звуковом отсеках «Star Bird» – на 6-ти EIZO 22-х дюймовых мониторах в «Happy Bird» – на 5-и мониторах Panasonic BT-LH1710E и двух 22-х дюймовых мониторах ASUS. Для сведения и контроля камер используется монитор Sony BVM-E170, измерений параметров видеосигнала - два Leader LV5380 и два Tektronix WFM500 в «Star Bird» и «Happy Bird» соответственно.

Звукорежиссерские отсеки спроектированы и построены для создания объемного звука 5.1. Формат звука 5.1 является основным при формировании программ в формате ТВЧ.

Необходимо обеспечивать не только его формирование на звуковом микшере и кодирование соответствующими устройствами Dolby, но и прослушивать в высоком качестве непосредственно в звуковом и режиссерском отсеках. На «Star Bird» установлен цифровой звуковой микшер CALREC ZETA с 96 входами, 96 выходами и двумя оптическими выносными стейдж-боксами на 24 входа и 8 выходов каждый. «Happy Bird» оборудован микшером CALREC Artemis Light, который имеет 120 входов, 96 выходов и два оптических выносных стейдж-бокса 24 входа и 8 выходов каждый. Микшеры обеспечивают одновременное микширование двух (а CALREC Artemis Light более четырех) 5.1 или стерео программ. Имеет групповые, дополнительные и трэк- дорожки микширования. Внутренняя цифровая обработка включает усилители, конвертеры, эквалайзеры, компрессоры, лимитеры и линии задержки для входных и выходных линеек. Панель управления CALREC ZETA имеет 32 а CALREC Artemis - 40 многослойных фейдеров. Микшеры оборудованы внутренней матрицей, что позволяет сигналу любого входа или линейки микшера быть скоммутированным на любой выход.

Микрофонный парк «Star Bird» – это 20 микрофонов Sennheiser, а «Happy Bird» - 20 микрофонов Sennheiser и AudioTechnika различной направленности. Аксессуары для микрофонов – стойки K&M, ветрозащиты Reindhart. Для эфирной ТВ-трансляции объемного звука 5.1 в звуковом тракте установлены кодеры Dolby E DP571 и эмбеддеры Snell IQ. Для эфирного контроля и мониторинга объемного звука 5.1 декодеры Dolby E DP572 и де-эмбеддеры Snell IQ.

Система служебной связи ПТС «Star Bird» построена на базе 32-х портовой матрицы связи RTS Zeus III, в ПТС «Happy Bird» - на базе 72-х портовой матрицы связи RTS ADAM-M. Панели связи установлены на всех рабочих местах внутри ПТС, а также по желанию заказчика 4-е панели могут быть установлены на съемочной площадке или вблизи нее. Для связи с удаленными службами и абонентами используются интерфейсы телефонные аналоговые, цифровые и GSM-шлюзы. Матрица обеспечивает связь с любой из камер, а также формирует линии выделенной связи для ведущих шоу, комментаторов, репортеров.

Универсальность построения ПТС позволила с успехом использовать их для спортивных, политических трансляций и съемки ТВ-шоу для украинского рынка. Это в сумме с накопленным опытом сыграло ключевую роль при выходе на новые для компании рынки Европы.

Рассказывает Влад Ряшин: «Мы задумывали и строили наши ПТС для телевизионных шоу, но когда вышли на трансляции спорта, особенно за границей, стала очевидной их универсальность и для спорта, и для шоу, и для иных различных типов телетрансляций. Требования наших зарубежных заказчиков оказались очень близкими к нашим, и мы быстро сработались.

Еще одним ярким событием в работе ПТС стало сотрудничество с польским заказчиком - компанией Polsat, которая делает шоу «Танцы со звездами». Чтобы привлечь внимание к проекту в Варшаве провели чемпионат мира по латиноамериканским танцам. Если в самом шоу «Танцы со звездами» на паркете только одна пара, то во время чемпионата – одновременно 12. В этом была главная сложность, кардинально меняющая технологию съемки. Во-первых, очень сложно поставить предельно четкую задачу оператору - кого нужно найти в кадре, во-вторых, кого надо попытаться «вести» в кадре. Мы с польскими коллегами находились в совместном творческом поиске, разрабатывали специальные технологии съемки и нашли очень достойные решения».

Разговаривая с нами о том что удалось реализовать в ПТС и какие планы на 2016 г, Влад Ряшин и Дмитрий Прикордонный отметили: « … Вы спрашиваете, что дальше? Мы постоянно растем, модернизируем наши машины по последнему слову техники и технологий, несмотря на уже достигнутый в них высокий уровень универсальности. Приобрели новейшие объективы Canon 95x, модернизировали систему связи одной из машин, заменили звуковой пульт для более удобного формирования программ в 5.1. Это нужно нашим постоянным и новым заказчикам, мы всегда прислушиваемся к требованиям рынка. Говоря о планах на 2016 год – они большие. Загрузка наших ПТС расписана на месяцы вперед, будут новые заказчики в Европе и новые интересные проекты. Главное – не останавливаться и все время двигаться вперед!».

Follow Us

Подписка на Новости

Свежая информация каждую неделю

Технологии ТВ/Кино

© 2010-2018гг. Broadcast Project All Rights Reserved.Design & Development by Broadcast

Search