Инфраструктура

Что ждет вещательную индустрию в 2012 году? Опрос специалистов отрасли

Мы продолжаем по сложившейся традиции опрашивать специалистов отрасли на предмет тенденций будущего года. Каждому респонденту мы задали несколько вопросов, ответы на которые предлагаем вашему вниманию.

1. 2011 год прошел под знаком наращивания собственного ТВ-производства. Означает ли это окончательный выход отрасли из кризиса? И чего стоит ожидать от 2012-го?

2. Как повлияет проведение чемпионата по футболу Евро-2012 на украинское ТВ? Что ожидается от вашей компании?

3. Прошедший год ознаменовался революцией в сфере съемки. Выход ряда камер с большой матрицей, таких как Panasonic AG-AF104, Red Scarlet-X, Canon C300, Sony FS100 и F3, несомненно, стирает грани между теле- и кинопроизводством. Как, по вашему мнению, это повлияет на рынок украинского и мирового производства? Изменит ли это вещательный бизнес в целом?

4. Телеканал ТОНИС в декабре 2011 года начал вещание в ТВЧ формате. Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.

5. Насколько близка перспектива перехода на данный формат украинского ТВ?

6. Одной из мировых тенденций является отказ от ленты и переход на файловую систему производства. По вашему мнению, станет ли 2012-й переломным для Украины в этом направлении?

Александр Ведмидь, технический директор медиахолдинга корпорации UBG:

1. Наращивание телеканалами собственных технических ресурсов в нашей экономической ситуации очень напоминает лавинообразный рост ипотечного кредитования перед последним экономическим кризисом. «Рекламный пирог» растет незначительными темпами, а телеканалы оперативно комплектуются? Возможно, все хотят быть готовыми к переходу на так называемое цифровое вещание в 20NN году, чтобы достойно занять на рынке свою часть частотного ресурса? Но по прогнозам частотного ресурса будет в достатке?! Мне кажется, скорее это политический накал.

А к кризису в ТВ-индустрии уже почти привыкли: штаты оптимизированы, зарплаты понижены, уровни безопасности эфира снижаются, качество программ еле держится.

2. Как повлияет Евро-2012 на телевидение? Да практически никак. Зрители будут покупать новые телеприемники, активного же участия из телекомпаний, думаю, никто не примет и не заработает. Разве что на вторичных и третичных событиях. Знаю, что «1+1» может работать на формировании сигнала на уличные экраны...

ФИФА уже давно распределил все роли в техническом обеспечении между своими традиционными сертифицированными европейскими партнерами, например, все ПТС будут от «Альфакам». Как поделены трансляции, я не знаю, но догадываюсь, какие группы больше всего почитают футбол.

3. Новые камеры с большими, как правило, CMOS сенсорами не взорвут наш рынок. Вещание все еще будет в SD, и разницу с пленочным кино можно стереть, только увеличив сенсор еще раза в два-три. Это понимают инженеры и специалисты, которые знают, что такое Fill фактор. Также необходимо преобладание современных отображающих устройств у потребителей и обязательно качественный звук (типа 5+1).

Возможно, теле-кинопродакшн будет покупать такие камеры, и что-то в плане качества полнометражной продукции улучшится. И все-таки, я думаю, сериалы, подобные «Сватам», «Няне» или «Универу», не очень нуждаются в такой технике. Они и так весьма успешны.

Дешевые ТЖК на CMOS сенсорах могут быть интересны, но это не революционный переворот и не красивое кино, а скорее новости и репортаж. Я очень люблю технический прогресс, ведь я видеоинженер, вышел из научной среды. 18 лет опыта работы.

4, 5. ТВЧ на ТОНИСе скорее маркетинговый ход. Вещание ведется в ТВЧ, насколько я знаю, только на кабельную сеть «Воля». И то я не уверен, что она не пережимает этот сигнал, что в свою очередь может снижать качество. А главное все-таки содержательное наполнение канала. Как видно, эффект сомнительный. Затраты существенные, но если строить технологию сегодня, то необходимо ее делать практически готовой к HD, и здесь соответственно растут требования к инфраструктуре (сети, емкости хранения, производительность процессинга).

Это капитальные затраты, а текущие - в основном транспорт сигнала, дистрибуция и контент. Все перечисленные составляющие для HD существенно дороже, чем для стандартного разрешения.

Также необходимо указать, что большинство региональных кабельных операторов по разным причинам не могут или даже не хотят работать с HD. Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь HD.

6. Про ленту как про автомобиль «Волга»...

Когда есть технология, поддерживающая ленточное производство, и она работает и не исчерпала ресурс, то по-хорошему ее нужно доиспользовать. Многие компании (даже очень «взрослые») до сегодняшнего дня используют ленточные устройства для оптимизации производственного процесса.

К примеру, если компания купила фильм хронометражем 2 часа, то для проигрывания с сервера необходимо фильм оцифровать, потратив 2,5 часа, и сделать это заблаговременно, до эфира. Но можно выдать в эфир с магнитофона, параллельно оцифровав этот фильм на сервер для повтора или в архив. Это, мне кажется, рационально в случае наличия возможностей автоматизированной выдачи с магнитофона.

Однако это процесс уходящий, все больше телекомпаний в плейауте используют серверные решения на основе файлового контент-менеджмента. Не уверен, что все в нынешнем году откажутся от ленточных устройств, особенно камер, но это будет еще пару-тройку лет.

Павел Грицак, директор группы компаний Euromedia:

1. Во-первых, стоит разделять производство собственных сериалов и фильмов и производство ТВ-шоу. Почти всегда это разные команды и компании. По собственным качественным фильмам и сериалам я вижу даже небольшой спад, если «наращивание» здесь и произошло, то наверное пока всё в стадии производства. Очень мало было в этом году качественных дорогих документальных фильмов.

ТВ-шоу. Если это и выход из кризиса, то временный. Через два года, может меньше, когда обычные ТВ-шоу всем наскучат, окажется, что продакшн не готов предоставить что-то новое, интересное, оригинальное. При развитии технической, административной базы не видно создания собственных редакторских и креативных групп. Также необходимо отметить тенденцию к переводу производства каналов на outsource-сателлиты. При этом происходит улучшение качества продукта и увеличение свободы продакшн-команд.

Учитывая тот факт, что значительное количество видеопродукции (рекламы, музыкального видео и особенно телевизионных сериалов) производится в Украине по заказу российского бизнеса, говорить о том, что отечественная отрасль кинопроизводства выходит из кризиса, в настоящее время не приходится. Этому способствуют и мизерные размеры финансирования отрасли со стороны Министерства культуры Украины и Государственного агентства Украины по вопросам кино. Данная тенденция будет определять ситуацию на рынке производства видеопродукции и в 2012 году.

Вероятной тенденцией 2012-го будет производство недорогих, рассчитанных на домохозяек, российских телесериалов и ТВ-шоу, являющихся производными зарубежных программ трех-пятилетней давности, давно утративших там популярность и потерявших своего зрителя.

Хотя было бы несправедливо умолчать о том, что в области отечественных шоу-программ в последние два-три года в Украине сделан значительный прорыв.

2. Мы не ожидаем сильных изменений на украинском ТВ в связи с Евро-2012. Одним из логических следствий может стать заметное увеличение количества мобильного парка ТВ-каналов (OB-track, SNG), но это уже частично произошло. Хотелось бы видеть еще больше в будущем.

3. В принципе, да. Уже есть планы по многокамерной съемке концертов на Red. Однозначно, сериалы и low-cost фильмы станут более «вкусными», изменится стиль операторской работы, соответственно, будет меняться и подход к освещению.

Характерной особенностью видеопроизводства последних лет является все более широкое использование фотокамеры CANON 5D Mark II. Отличные технические характеристики камеры, ее мобильность и цена дают возможность значительно снизить издержки производства, получая при этом достаточно высокое качество изображения.

4. Нет комментариев.

5. Нет комментариев.

6. Этот перелом наступил еще три-четыре года назад. Сегодня 80-90% всего отечественного видеопроизводства осуществляется исключительно цифровыми камерами. В первую очередь это обусловлено значительным понижением издержек производства (затраты на приобретение пленки и ее обработку в постпродакшн периоде), а во вторую – повышением возможностей современной цифровой техники.

Пленка переходит в разряд желаемого и малореального. В настоящий момент это скорее мечта для всякого хорошего режиссера. Ее осуществление возможно только на крупных высокобюджетных проектах. К примеру, на рекламных проектах для богатых заказчиков. Так что цифра уже господствует в нашей жизни, а пленка остается уделом очень обеспеченных или особо искушенных мастеров.

Максим Козиевский, представитель украинского офиса компании Panasonic:

1. Хотелось бы, но… сложно говорить, что это свидетельство выхода из кризиса. Выход из кризиса – улучшение основных финансово-экономических показателей страны в целом.

2. Чемпионат по футболу окажет умеренное влияние на телеиндустрию. Много зарубежных компаний будут принимать участие в его освещении. Уровень наших компаний почти всегда не соответствует требованиям основного заказчика – европейского потребителя. Для улучшения качества необходимо на несколько уровней большее количество инвестиций. К сожалению, Евро-2012 не стало событием, которое смогло привлечь таковые.

3. Украинский рынок - 2011 по-прежнему в глубоком кризисе, перечисленные камеры (Panasonic AG-AF104, Red Scarlet-X, Canon C300, Sony FS100 и F3) не покупаются в том количестве, как за рубежом, а значит, появление камер не оказывает желаемого влияния на производство в Украине.

4. ТОНИС стал еще одним пользователем формата Р2 Panasonic, за что мы бесконечно благодарны каналу.

5. Переход с аналога на цифру подталкивает ТВ-компании на переход также и в ТВЧ, но не является обязательным. Многие предпочитают мультиформатную технику. Формат стандартного разрешения в течение минимум пяти лет сохранится в сфере регионального ТВ, а центральное будет постепенно смещаться в ТВЧ.

6. Мы считаем, что для нас переломным стал 2008-2009 гг. Сегодня наша компания производит только одну модель (видеомагнитофон) из ленточной линейки. Производство камер прекращено.

Алексей Манько, коммерческий директор компании «Ди-Рекс»:

1. Если говорить о наращивании собственного ТВ производства в 2011 году, то это утверждение относится только к производству ведущих киевских каналов и для показа на этих же каналах. Вообще сегодня ситуация в Киеве одна, а в регионах совсем другая: концентрация телеканалов в пределах нескольких холдингов и развитие производства в Киеве и огромные сложности с развитием, граничащие с выживанием, у региональных компаний.

Чего ожидать в 2012-м? Думаю, что разрыв между киевскими и региональными компаниями будет увеличиваться. Главные каналы страны продолжат развивать собственное производство и наращивать объемы. Однако большинство их программ и шоу – очень средний продукт, привлекающий своей ценой и хронометражом. И здесь ситуация вряд ли изменится в 2012 году.

2. Как повлияет проведение чемпионата по футболу Евро-2012 на украинское ТВ? Считаю, что никак. Наши компании останутся просто зрителями, т.к. всю технику и технологию, необходимую для осуществления трансляций, привозит ФИФА.

3. Как повлияет технология камер с большими матрицами на производство украинских ТВ программ? К сожалению, почти никак. Слабость и дешевизна проектов многих наших компаний диктует экономию во всем: максимум, на что ориентируются производители – Canon EOS 7D, 5D, 1D, иногда Panasonic AG-AF104.

4. О начале вещания ТК Тонис в ТВЧ. Каналу крайне необходима была модернизация уже лет шесть. Наконец это произошло. А не посторить сегодня канал в HD, ориентируясь только на SD, как еще делают многие в стране, было бы просто преступлением, зарыванием в песок денег инвесторов.

5. Насколько близка перспектива перехода на данный формат украинского ТВ? Считаю, что для киевских телеканалов это вопрос не технический или технологический, а политический и финансовый. Могут они это сделать, но не делают. Не входит в планы руководства, очевидно.

6. Станет ли 2012-й годом повсеместного отказа от ленты и перехода на файловую систему производства? Для киевских телеканалов это уже реалия, для региональных, в отсутствии бюджетов развития, перспектива, но не 2012 года. Да, многие компании в регионах используют безленточные камеры, подавляющее большинство вещают с серверов, но как быть со следующими фактами: последний бум продаж камер – 2006-2007гг, основной парк камер – DV/DVCAM/DVCPRO. Бума продаж безленточных камер не предвидится. Да и замена камер – это не все. На чем хранить снятый материал, как использовать повторно? Об этом вообще мало кто думает, а это первый вопрос, когда компания начинает работать с безленточными камерами.

Дмитрий Омелянюк, директор по развитию компании «Комтел»:

1. Ситуація на ринку мовного обладнання змінилася повністю. Змінилася структура ринку, тому порівнювати складно. А з кризи вийшли.

2. Євро-2012 на українське ТБ буде мати вплив, але незначний.

3. Тільки поява вищезгаданих камер – ні, мовний бізнес включає не тільки процес знімання.

4. Перехід в HD не надає ніяких бізнес-переваг каналу ТОНІС.

5. На ринку України діють не риночні фактори, а вузькокорпоративні інтереси і непрофесійне державне регулювання. Тому передбачувати немає сенсу. Та і більшість обладнання виробляється уже HD.

6. А що, ще хтось із основних гравців працює зі стрічки?

Дмитрий Оркуша, технический директор группы телеканалов «1+1»:

1. Собственное производство экономически выгодно по отношению к закупному продукту, дает лучший результат телесмотрения. Кроме того, появляется возможность продажи контента.

2. В период проведения чемпионата канал «Украина» резко повысит рейтинг и, наконец-то, на несколько недель вырвется на первые позиции. Наша компания постарается заработать на аренде оборудования различным телекомпаниям, приехавшим освещать чемпионат.

3. Рынок украинского и мирового производств и вещательный бизнес могут получить ощутимый толчок, если все вышеозначенные камеры станут более доступны по цене.

4. Касательно перехода ТК ТОНИС на вещание в ТВЧ формате:

а) Это новая веха в развитии отечественного ТВ.

б) Может, через год-другой зритель и увидит разницу.

5. Насколько близка перспектива перехода на данный формат украинского ТВ? Время не властно над украинским ТВ.

6. Тенденция отказа от ленты и перехода на файловую систему производства четко прослеживается уже несколько лет подряд, так что перелом в данном направлении для Украины уже наступил.

Анатолий Черний, технический директор АОЗТ «УНТК»:

1. Кризис миновал. В 2012-м темпы роста собственного производства возрастут.

2. Повлияет ли Евро-2012 на украинское ТВ? Мне кажется, нет, по крайней мере, на наш холдинг точно никак.

3. Благодаря выходы данных камер особенно возрастёт техническое качество сериалов.

4. ТОНИС молодцы. Нам не удалось быть первыми, хотя попытку вещания в HD в прошлом году мы сделали. Одна из проблем это преобразование формата 4:3 в 16:9.

5. Насколько близка перспектива перехода в HD украинского ТВ? Думаю, более близкой перспективой является переход на формат 16:9 в SD и производство собственных программ в этом формате.

6. Для нашего холдинга переломным годом перехода к безленточной технологии был 2007-й. Многие телекомпании уже успешно решили или решают данную проблему. Процесс этот не моментальный и может тянуться несколько лет.

 

Теги: |
© 2010-2018гг. Broadcast Project All Rights Reserved.Design & Development by Broadcast

Search