Инфраструктура

«Евровидение–2011». Технические подробности создания шоу

История европейского песенного конкурса «Евровидение» началась в 1955 году. Именно тогда во время встречи в Монако директор Европейского вещательного союза (EBU) Марсель Безансон (Marcel Bezençon) предложил создать музыкальный конкурс, аналогичный итальянскому фестивалю «Сан-Ремо», который смог бы объединить всю Европу.

1238Идея была одобрена во время заседания EBU 19 октября 1955 года. Швейцарский национальный общественный вещатель предложил организовать первый Гран-при, состоявшийся 24 мая 1956 года в городе Лугано. Тогда на конкурсе было представлено всего семь стран. Теперь же это крупное культурное событие для всего континента, которое ежегодно транслируется в прямом эфире и собирает у экранов миллионы телезрителей.

«Евровидение» обычно проводится в мае под эгидой Европейского вещательного союза. Права на трансляцию события в каждой отдельной стране принадлежат исключительно каналам - членам EBU (в Украине – НТКУ), зрители могут не только наслаждаться музыкой и шоу, но и отдавать свои голоса за того или иного конкурсанта. В итоге, по правилам конкурса, победа достается одной песне, и страна-победитель принимает «Евровидение» в следующем году.

Конкурс «Евровидение» является крупнейшим неспортивным мероприятием, которому ежегодно уделяется огромное внимание: в прямой трансляции за ходом событий наблюдают от 100 до 250 миллионов человек из 45 стран мира. Среди всемирно известных участников фестиваля Хулио Иглесиас, Селин Дион, группа ABBA, Джонни Логан, Secret Garden, Тату, Патрисия Каас и многие другие. Стоит заметить, что Украина практически всегда была достойно представлена, занимая в основном одно из мест в первой десятке турнирной таблицы, а в 2004 году певица Руслана выиграла конкурс, благодаря чему «Евровидение-2005» проходило в Киеве.

410Ежегодно на организацию и трансляцию конкурса тратятся огромные суммы, каждая страна пытается воспользоваться шансом провести «Евровидение» в своей столице и организовать все как можно качественнее, применяя новейшие технологии, создавая шикарные декорации, используя самое лучшее оборудование. Например, на проведение «Евровидения-2008» в Белграде (Сербия) было потрачено, по данным ЕВU, 9,3 млн евро, из которых треть выделил сам ЕВU и по столько же - сербское телевидение и спонсоры. Конкурс, проходивший в Финляндии в 2007 г., стоил 14 млн евро, а в Греции в 2006-ом затраты на «Евровидение» составили 5,5 млн евро, при этом доход организаторов, по данным греческого государственного телевидения ERT, составил 7,28 млн. Украина на проведение «Евровидения» в 2005 году потратила чуть больше 100 млн грн (около 15 млн евро), из которых 56 млн грн - из госбюджета.

Несколько последних лет европейский песенный конкурс проходит в прямом эфире в три этапа: два полуфинала, в результате чего отбираются 20 песен из 20 разных стран, и финал, в котором выступают 20 участников, прошедших по результатам интерактивного голосования телезрителей, четыре участника из стран-основателей конкурса (Италия, Франция, Великобритания и Испания) и один – из страны-победителя прошлого года.

14 мая в Дюссельдорфе (Германия) состоялся грандиозный финал «Евровидения-2011», для создания шоу были задействованы всемирно известные компании. Дизайн, производство и вещание этого музыкального события стали нелегкой, но интересной задачей для технической команды. В этом году место проведения конкурса в Дюссельдорфе было идеальным для расположения большого количества зрителей: 35 тысяч поклонников со всего мира смогли присутствовать на гигантском футбольном стадионе, который трансформировался в телестудию площадью 15000 квадратных метров.

Над дизайном шоу работали продюсер Йорг Грабош, режиссер Ладислаус Кирали, дизайнер по свету Джерри Аппельт, художник-постановщик Флориан Видер, конструктор Дитер Тиссен, технический директор Ульрих Флуг, звукорежессер Улли Фрик, продюсер Ола Мельциг и супервайзер Европейского вещательного союза Фрэнк Сэленс. Идея была простой: музыка – это сердце «Евровидения», и, следовательно, артисты и их номера были отправными точками в работе команды. Перед каждым номером на экране появлялось огромное сердце, громкий стук которого было слышно телезрителям по всему миру. Фоновый LED экран размером более чем 1250 квадратных метров создавал индивидуальный дизайн для каждого из 43 выступлений участников. Видеоконтент и освещение (состоящее в общей сложности из 2500 прожекторов) менялись за считанные секунды.

Техническая концепция

Как и в прошлом году, «Евровидение» производилось и транслировалось в высоком разрешении 1080i со звуком 5.1 и двухканальным стерео. Сигнал можно было поймать по всей Европе, а также в Австралии и Новой Зеландии.

408

Немецкая телерадиокомпания ARD установила на месте проведения финала конкурса две крупных HD ПТС: одну от баварского радиовещателя Bayerischer Rundfunk (BR) и одну от немецкого общественного вещателя Norddeutscher Rundfunk (NDR). Они также выполняли функцию резервного копирования. Обе HD ПТС в случае необходимости могли быть расширенными для адаптации к требованиям производства. Видеомикшеры Sony, камеры и ленточные записывающие устройства использовались наравне с аудиоконсолями Stagetec Aurus.

Концепция записи на жесткие диски базировалась на серверной системе EVS. Резервные копии для дальнейшей дистрибуции создавались в HD формате и 5.1 аудио. Внутренняя связь через Ethernet базировалась на оптоволоконных системах служебной связи Riedel MediorNet и/или RockNet. Артисты выступали с беспроводными и внутриушными микрофонами от Sennheiser. Окружающий звуковой фон записывался проводными микрофонами от Schoeps, в то время как система Vizrt HD использовалась для генерации графики.

Основной LED экран площадью 1250 квадратных метров устанавливался и поддерживался компанией Creative Technology (CT). Остальные экраны 10x6 м поддерживались двенадцатью проекторами Barco FLM HD20. Система репродукторов PA состояла из линейных массивов динамиков от производителя d&b Audiotechnik. Эти устройства J-серии поддерживались линиями задержки T10, вспомогательными динамиками J-SUB, установленными над землей, а также вспомогательными наземными динамиками J-INFRA. Консоли Yamaha PM5D-RH отвечали за звук непосредственно на стадионе и производили конечное микширование. Для контроля 2500 прожекторов и осветительных приборов техническая команда использовала консоли управления светом grandMA.

Компания Aggreko предоставила в общей сложности 6 синхронизированных 1250кВ-А генераторов для снабжения осветительной системы и аудиосистем электричеством. Для работы телевидения было установлено 4 дополнительных синхронизированных генератора, каждый мощностью 500кВ с возможностью переключения сети на существующую фиксированную энергетическую систему.

Вся коммуникационная инфраструктура – устройства двухсторонней связи для HD ПТС, стадиона, а также радиосвязь, действовали через цифровую интеком-матрицу Riedel Artist. Использовались 350 портативных трансиверов, а мэйнфреймы Artist были защищены через дополнительную оптоволоконную систему по всей площади стадиона.

Звук

Естественно, самым важным на вокальном конкурсе является вопрос звука. Немецкий публичный вещатель NDR, который являлся техническим координатором этого телесобытия, производил звук для национальной и международной трансляции в передвижном вещательном центре у стадиона «Дюссельдорф-Арена». Для контроля звука использовалось оборудование AURUS.

411«Корпорация MEDIAGROUP STAGETEC, официальный поставщик и партнер немецкого общественного вещателя NDR, предоставила все необходимые микширующие консоли для финала «Евровидения» в этом году», - комментирует Клаус-Петер Шольц, один из управляющих директоров холдинга MEDIAGROUP. - Были установлены 4 консоли AURUS, каждая с 48 звуковыми микшерами и полным комплектом DSP процессоров. Три из них были установлены в передвижных станциях звукового контроля NDR, расположенных вокруг стадиона, а четвертую консоль установили в ПТС HD. Эти четыре передвижных центра звукоконтроля осуществляли все необходимые операции по микшированию и трансляции звука. В первом центре музыкальный поток микшировался и передавался во второй для производства вещания. Третий и четвертый действовали исключительно для создания резервных копий. Они были оснащены идентичным оборудованием, и рассчитаны на случай сбоя основной системы».

Каждый контрольный центр имел свою собственную сеть NEXUS с экстенсивной оптоволоконной проводкой с возможностью работать независимо от других NEXUS. Эти 4 сети обменивались данными через интерфейс MADI, чтобы сформировать единую аудиосеть для телетрансляции. «NDR тщательно спланировали всю установку для максимальной надежности», - добавил Шольц. Как это сейчас принято для международных событий крупного масштаба, звук производился параллельно в форматах 5.1 и стерео. Вот почему обе консоли для резервного копирования отличаются теми же DSP процессорами, что и главные пульты. Сигналы с вещательного центра достигли более чем 120 млн зрителей во всей Европе через более чем 40 сетей.

В то время, как финал конкурса был очень напряженным для участников, команда MEDIAGROUP могла позволить себе спокойно наслаждаться выступлениями конкурсантов. Сочетание AURUS и NEXUS уже доказало свою надежность во время производства трансляции Олимпийских Игр в Афинах, многих всемирных чемпионатов и на предыдущих конкурсах «Евровидения». Поставщиком оборудования для всех этих событий была компания MEDIAGROUP STAGETEC. В Баку, столице Азербайджана, которая через год примет следующий финал песенного конкурса, технологии STAGETEC уже доказали свою надежность. В Бакинском академическом национальном драматическом театре установлена цифровая аудиосеть этого производителя.

Также над звуком работала компания Yamaha. Все больше экспертов соглашаются, что с музыкальной точки зрения «Евровидение 2011» было лучшим за последние несколько лет. Двадцать цифровых микширующих консолей Yamaha обеспечили качеству представления соответствующее качество звука.

Yamaha тесно сотрудничала с Neumann & Müller - компанией, сдающей в аренду вещательное оборудование. Вместе они достигли высокого качества звука и надежности. Старший звукоинженер шоу Йохен Йенсен обратился к представителю Yamaha Артуру Коллу с предложением использовать систему с фокусом на резервном копировании.

«Я разработал концепцию шоу в июне 2010, и мы работали над ее воплощением до апреля этого года. Затем мы установили аудиосистему на территории Neumann & Müller для тестирования, - рассказал Артур, - 19 апреля мы перенесли установку на стадион Esprit Arena, и она проработала там в общей сложности 24 часа: во время полуфиналов конкурса 10 и 12 мая, а также финала 14 мая».

Массивная система Yamaha включала в себя пять звукомикшеров PM1D, шесть PM5D-RH, три M7CL, один DM2000, несколько цифровых микширующих пультов 01V96, плюс два цифровых микширующих механизма DME64N и множество активных мониторов MSP5.

Создание резервных копий имело огромное значение, так как шоу транслировалось в прямом эфире с перерывом между выступлениями всего 45 секунд. Поэтому каждая из основных консолей имела резервную копию в запасе. Таким образом, два микшера PM1D использовались для мониторов, два PM5D – для подачи микшированного звука непосредственно на стадион, два PM5D – для микширования вокальных эффектов, и еще два для беспрерывного микширования между выступлениями. Одни устройства PM1D работали во время выступления Штефана Рааба и Яна Делэйа в антракте, когда подсчитывались голоса. Еще одно устройство PM1D размещалось в репетиционной комнате.

«Репетиционная позволила артистам проводить саундчек без использования основной сцены, - говорит Артур, - Там были установлены система из беспроводных и внутриушных микрофонов. Как только выступающие были довольны записанным звуком, видео их репетиции передавалось на главный монитор стадиона. Все сработало просто отлично. Ни один участник не просил перенастроить звук, и это освободило огромное количество времени для репетиций».

Хотя инженеры из Neumann & Müller позаботились о качестве звука, представители Yamaha Артур Колл, Энди Купер и Рубен Ванн дер Гоор всегда были под рукой на подготовительном этапе, репетициях и во время проведения конкурса. «Один из нас всегда был на месте, просто на всякий случай, - добавил Колл, - Это была перестраховка для инженеров, и они могли работать спокойно. Настоящей проблемой было всего за 45 секунд переустановить сцену и загрузить новый фон для следующего выступления. Но, не смотря на всю сложность шоу, и того, что у нас не было ни малейшего права на ошибку, все были в хорошем настроении. Йохен Йенсен работал с нами над многими шоу, и сказал, что это «Евровидение» без сомнения было одним из самых удачных», - поделился Артур.

 

Свет

«Евровидение» в этом году запомнилось не только рекордным количеством присутствующей аудитории, но и осветительного оборудования. Германия не принимала конкурс с 1983 года, но когда в прошлом году победу в нем завоевала Лена Майер-Ландрут со своей песней «Satellite», у страны появилась возможность проявить все свои амбиции.

406

Немецкий дизайнер по свету Джерри Аппельт тщательно отобрал множество осветителей, чтобы создать уникальный свет для троих актов финала шоу с перерывами и для вступительного акта. Проект включал в себя более 2500 подвижных осветительных устройств. Большинство из них висели над головами зрителей, охватывая весь стадион в Дюссельдорфе. Естественно, это требовало мощного уравновешивающего освещения снизу.

Одной из компаний, которая помогла технической команде конкурса справиться с вопросом освещения, стала компания FALCON FLOWER: 24 прожектора 3000W были установлены на земле, по одному прожектору освещали сцену с четырех ее сторон, еще 12 обрамляли жидкокристаллический экран, служащий фоном, четыре прожектора снизу освещали подиум, отходящий от сцены. Шестнадцать осветителей FALCON FLOWER 7000W установили на потолке, из них 8 были прикреплены к подвижному кронштейну непосредственно за сценой. Контроль освещением обеспечивала стандартная консоль grandMA2.

FALCON FLOWER - это уникальный ксеноновый прожектор с многолучевым осветительным эффектом, сменой цветов, панорамированием, электронным и механическим регулятором силы света, затемнителем, электронным стробом и интегрированной электронной подачей электроэнергии. Бесступенчато регулируемый, вращающийся рефлектор производит до 30 отдельных лучей. Осветительная аппаратура удачно дополнила выступления исполнителей, создавая мультилучевые эффекты в форме звезд или цветов.

Концертный и сценический продюсер Ола Мельциг работал над девятью производствами «Евровидения». В этом году он тесно сотрудничал с делегациями и исполнителями, разрабатывая детали каждого выступления: освещение, видео, пиротехнику, звук и углы съемки на камеру. «Когда вспыхивали прожекторы FALCON ROCK, у нас не оставалось сомнений – эффекты были божественными. Джерри специально использовал их, чтобы сделать выступления участников разных стран захватывающими и незабываемыми», - сказал он.

 

Камеры

Для съемки выступлений конкурсантов на сцене были использованы 25 камер, включая полный арсенал специальных аксессуаров: Spidercam, RopeClimber, две высокоскоростные RailCam (360° и 160°), две Steadicam и операторский кран SuperTechno.

NDR назначила компанию Presteigne Charter поставщиком вещательного оборудования для конкурса «Евровидение 2011». Presteigne Charter, в свою очередь, предоставила большое разнообразие техники, в том числе камеры Sony HDC-1500. Конкурс «Евровидение» уже давно сотрудничает с этой компанией, полагаясь на ее исследования и опыт в съемке и HD трансляции мероприятий.

Интересные подробности

14 мая конкурсом «Евровидение» смогли насладиться 30 тысяч зрителей и 120 миллионов телезрителей;
На уникальный телевизор, установленный не без участия дизайнера-постановщика Флориана Видера и осветительного дизайнера Джерри Аппельта, во время голосования в прямом эфире выводились поочередно 43 страны;
LED монитор площадью 1250 квадратных метров, установленный на сцене, составлен из 1330 LED модулей Spider 30 с разрешением 30мм и приблизительным общим весом 30 тонн;
В конце шоу LED экран раздвинулся, за ним оказался green room, так называемые зеленые комнаты, в которых находились делегации стран-участников;
В движущиеся и летающие над сценой элементы было встроено почти 200 квадратных метров прозрачных Barco MiTRIX LED модулей с разрешением 24мм;
Аудитория внутри гигантского стадиона наблюдала шоу на 12 экранах, по 60 квадратных метров каждый, с общей площадью проектированного изображения 750 кв.метров, а также с помощью двенадцати проекторов Barco FLM 20 и ANSI-Lumen 20.000;407Техническая команда работала с семью медиасерверами, семью системами резервного копирования и двумя дополнительными медиасерверами;Монитор контролировался с помощью двух систем Encore и различных матричных свитчеров. Соединением с монитором служила оптоволоконная проводка DVI, общая длинна которой составляет приблизительно 6км.

Продолжение следует...

На «Евровидении-2011» победу одержал дуэт Ell & Nikki (Эльдар Касимов и Нигяр Джамал) из Азербайджана с песней Running Scared, набрав 221 балл. Мика Ньютон, представлявшая в этом году Украину, оказалась на четвертом месте со 159 баллами.

Страна-победитель уже приняла условия проведения конкурса от исполнительного продюсера Йон Ола Санда. Руководитель азербайджанской делегации Адиль Керимли пообещал, что следующее «Евровидение» технически и технологически превзойдет то, которое было организовано в Германии. Конкурс пройдет в Баку предположительно 22-26 мая 2012 года.

© 2010-2018гг. Broadcast Project All Rights Reserved.Design & Development by Broadcast

Search