Четвертого июля к нам вернулись дети и монстры из города Хокинс, штат Индиана – начался показ долгожданного третьего сезона «Очень странных дел», в котором Одиннадцать (Милли Бобби Браун) и ее команда сталкиваются с новыми угрозами с Обратной стороны и из-за ее пределов. По словам продюсера Шона Леви, новый сезон смещает сериал в более мрачном направлении и увеличивает масштабность сюжета, не забывая о самом главном элементе - о персонажах.
Леви и братья Дафферы отвечают за это шоу Netflix, ворвавшееся в современную поп-культуру. Леви сейчас занят съемкой следующего фильма «Свободный», в котором снимается Райан Рейнольдс. Но он нашел время поговорить о создании третьего сезона «Очень странных дел».
- Когда братья Дафферы впервые рассказали вам о своем видении шоу, у них были долгосрочные планы? У них уже были идеи, которые появились в 3 сезоне?
Нет. В начале работы у Дафферов всегда достаточно общие представления, но они никогда не раскрывают все карты сразу; с другой стороны, когда я говорю «достаточно общие», это на самом деле значит «очень смутные». На мой взгляд, одна из их сильных и замечательных сторон - импровизация на лету. Они всегда изучают разные интересные идеи. Они постоянно пытаются придать глубину персонажам, меняя их неожиданным образом. Несмотря на то, что после первого сезона было много идей, братья никогда не говорили о чем-то как об окончательно решенном. Я рад этому, потому что каждый сезон реагирует не только на уроки, которые мы извлекли из предыдущих сезонов, но и на то, как выросли персонажи, куда они двигаются.
- Братья сильно меняют сценарий во время съемки?
Нет. Почти нет. Учитывая наше комедийное прошлое, я на самом деле не могу поверить, насколько строго мы придерживаемся сценария «Очень странных дел». Но это происходит прежде всего потому, что, когда сценарии пишутся, Дафферы подбирают каждое слово. Независимо от того, являются ли они оригинальными авторами эпизода или переписывают сценарии своих сотрудников, братья проверяют каждое слово. Перед тем, как мы приступаем к первому дню съемочного эпизода, братья прочесывают сценарий мелкой расческой. Как правило, мы на 99% придерживаемся сценария.
- У этого шоу с самого начала была очень сильная идентичность. Но как вы снимаете следующий сезон? У вас есть список того, что можно и чего нельзя делать?
Когда братья впервые принесли свой сценарий и рабочие документы в мой офис, они были абсолютно уверены в том, что они хотят сделать. И это замечательно, учитывая, что они раньше не делали телевизионных шоу. Им было 33 года, и все же их видение, их идее с самого начала были пропитаны уверенностью. Их уверенность и понимание того, что они хотят сделать, повлияли на мое решение участвовать в проекте «Очень странные дела».
Что касается того, что можно и чего нельзя делать – специальных кодов и правил не было; но я бы сказал, что главный и запоминающийся урок, который мы выучили, был в седьмом эпизоде второго сезона, когда мы отошли от своей сути. Когда мы покидаем Хокинс, и что более важно, когда мы на длительное время отходим от наших персонажей, мы немного теряем линию, которую мы выбрали для всего сериала. В седьмом эпизоде «Одиннадцать в Чикаго» была идея, которая увлекательно выглядела на бумаге; но и мы, и наши фанаты почувствовали, что мы отошли от наших принципов повествования и не сразу к ним вернулись. Мы выучили свой урок; ведь, чтобы что-то по-настоящему понять, нужно пытаться что-то делать, а не просто слушать чужие рассказы.
- Похоже, тот эпизод был отличным уроком?
После большинства таких уроков остаются синяки, но они нужны.
- Одним из наиболее запоминающихся событий стал показ трейлера 2-го сезона на Comic-Con, с джексоновской Thriller.
Отличный был денек.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в третьем сезоне? Наверное, вам дали впечатляющий бюджет для музыки, но были ли проблемы с классикой 80-х годов?
Нам не раз отказывали. Я потратил четыре или пять месяцев на то, чтобы добиться положительного решения на использование Thriller Майкла Джексона. Нам запретили упоминать «Охотников за привидениями» и Сокола тысячелетия в 1-м сезоне. Были трудности с использованием Heroes в исполнении Питера Гэбриела. Но мы знали – нам нужны эти песни, поэтому мы искали обходные пути. Мы всегда пытались найти кого-то, кто скажет «да».
У нас был неплохой музыкальный бюджет на третий сезон. Нора Фелдер, наш музыкальный супервайзер, великолепна. Мы часто сидели вместе с ней и братьями Дафферами в монтажной и выбирали песни для сериала. Что-то подсказал наш редактор. Как видите, идеи приходят из разных источников. Мы пробуем от 10 до 30 песен для каждой сцены, в которой должна звучать музыка, пока не находим что-то, что идеально подходит. Есть несколько моментов в третьем сезоне, которые обязательно вам запомнятся благодаря тому, что в них звучат культовые вещи. Некоторые из них мы выбрали еще на этапе написания сценария; некоторые – в процессе редактирования, пройдя через массу проб и ошибок.
- Наверное, в третьем сезоне вы не так часто слышали «нет», когда пытались заполучить песню или бренд?
Мы не часто слышим «нет», когда пытаемся найти бренд или песню, но нам нужно удержаться в рамках бюджета. Мы не можем позволить себе все песни, которые, как нам кажется, подошли бы для нашего шоу. Мы можем позволить себе около 80% песен, которые мы хотим, и мы выбираем те, которые мы можем заменить без особо сильных сожалений.
- Вы сказали, что 3-й сезон немного мрачнее и больше насыщен действием. Как продюсер и режиссер шоу, что вы думаете по поводу того, как 3-й сезон меняет или развивает визуальный язык серии?
Без сомнения, в третьем сезоне не просто изменилась масштабность действий; это довольно радикальная эскалация. Конечно, мы используем значительно больше визуальных эффектов, но, как всегда, мы стараемся связать визуальные эффекты с практическими эффектами. Так, например, если вы увидели в трейлере монстра, мы не собираемся его создавать из воздуха. У нас будет интерактивность с объектами реального мира. Вы увидите, как этот монстр реально воздействует на окружающую обстановку.
Эволюция визуальных эффектов все еще связана с практической интерактивностью. Переход от эпизодов в коридоре средней школы к настоящему торговому центру 1985 года - это серьезная эскалация, но при этом мы все еще говорим на языке нашего шоу, пропитанным духом 80-х. Можно сказать, наш негласный девиз был примерно таким: «Это нормально, что наш проект становится крупнее, но мы должны оставаться приверженцами основной идеи». А это значит, что даже в крупных экшн-сценах должен быть баланс поведения персонажей, юмора и эмоциональности. Пока мы возвращаемся к нашим персонажам, размер сцены не является доминирующим. Зритель чувствует себя связанным с миром «Очень странных дел» и нашими персонажами.
- После двух сезонов вы знаете, на что способны эти актеры. Зная, что они привносят в роли сейчас, какие качества актеров влияют на то, как Дафферы описывают их в сценарии?
Я бы сказал, что ничто не влияет на идеи сюжета больше, чем способности наших актеров. И, хотя все актеры еще молодые ребята, Дафферы распознают их сильные стороны и пишут историю, которая будет использовать эту силу.
Возможно, самым известным примером на данный момент является изобретение Папы Стива (в 3-м сезоне); у нас не было таких идей при работе над 2-м сезоном. Например, актер Джо Кири обладает притягательной силой, именно поэтому Стив Харрингтон радикально эволюционировал в течение трех сезонов. Когда мы увидели сильные стороны Милли, которые совершенно отличались от сильных сторон Дэвида Харбора, братья Дафферы решили объединить их в качестве дуэта во втором сезоне. Вы увидите аналогичную новую динамику в третьем сезоне, которая является прямым результатом возможностью наших актеров.
- Очевидно, что поклонники многое ожидают от этого шоу. Они не диктуют выбор, который делают Дафферы, но влияют ли они на братьев? Например, когда людям действительно нравилась сестра Лукаса, привело ли это к дискуссии об увеличении ее значимости в шоу?
Это очень тонкая грань. Если вы прислушиваетесь слишком сильно, вы теряете свой внутренний голос. И, честно говоря, большая часть моей работы - всегда защищать внутренний голос Мэтта и Росса Даффера. Да, вы слышите голос поклонников. Там много культурного шума, и вы слышите это, но мы стараемся все-таки идти тем путем, что мы выбрали сами.
Тем не менее, Лукас и Эрика Синклер являются прекрасным примером. Эрика находила отклик у зрителей, хотя у нее было всего три или четыре фразы в прошлом году. Внезапно она становится регулярным персонажем сериала, и она является важным элементом сюжетной линии 3 сезона. Мы осознаем реакцию фанатов, и пытаемся сочетать ее с нашими представлениями о шоу. Если бы мы прислушивались ко всему, чего от нас требуют, нам пришлось бы вернуть из мертвых Барб.
- В прошлом сезоне Дафферы упоминали Стивена Спилберга, Стивена Кинга, фильмы «Разговор» и «Пленницы». Какие фильмы и шоу вдохновили 3-й сезон?
Как вы понимаете, я не хочу давать спойлеры. Но в третьем сезоне упоминается многое: «Похитители тел» и «Назад в будущее»; а еще Спилберг, снова Спилберг, очень много Спилберга; сплошной Спилберг. Даже в последнем трейлере есть кадры, которые узнает любой фанат Спилберга. Мы используем язык Стивена, который он применял везде – от «Близких Встреч» до «Парка Юрского периода». В том числе в той сцене в подвале, «Война миров». Невероятная сцена.
Так вот, даже в нашем трейлере вы можете увидеть моменты, которые были вдохновлены этим эпизодом. Стивен мой друг и коллега; он кумир братьев Дафферов. Наследие Спилберга всегда будет отображаться в «Очень странных делах».
- Это еще одна из граней шоу. Чувство ностальгии, которым пропитан сериал, великолепно, но это лишь малая часть его очарования.
Спасибо. Но успех «Очень странных дел» нельзя сводить исключительно к фактору ностальгии. Конечно, это часть очарования, и, конечно, мы - шоу, созданное для любителей кино. Это факт. Но алхимия и магия «Очень странных вещей» - это тепло, человечность и преданность персонажей. Это смесь света и тьмы. Для меня это особый соус. В этом и заключается моя работа и работа братьев Дафферова. Не просто братья Дафферы, цитирующие других режиссеров. Это их собственное творение, и в этом заключается уникальность шоу.
По материалам Thrillist.com