8 марта 1979 года концерн Philips продемонстрировал первые прототипы музыкальных компакт-дисков и проигрывателей для них. Этот день стал началом для успешной истории, которая пока еще и не думает завершаться.
Когда же появился на свет этот революционный для всего времени носитель, который избавил меломанов от щелчков, заеданий и шума, присущих виниловым пластинкам? Большинство специалистов ориентируются на дату введения этого товара на рынок: 1 октября 1982 года в японских магазинах появился проигрыватель для компакт-дисков Sony CDP-101; весной 1983 года цифровой звук проник в Европу. Но самое важное событие в истории этого типа носителей произошло раньше: первая публичная демонстрация лабораторного образца состоялась 8 марта 1979 года.
Заявления о намерении выпустить такой продукт прозвучали годом ранее: 29 мая 1978 года в журнале Spiegel появилась заметка «Супер-звук с помощью луча лазера». На тот момент разработки такого способа считывания информации шли уже несколько лет. Для того, чтобы вы имели представление об уровне техники в те дни: объявление о проведении пресс-конференции готовилось с помощью печатной машинки.
Спустя какое-то время компания Sony впервые продемонстрировала свои разработки в этой отрасли. Осенью 1978 года две компании заявили о том, что создание компакт-диска является их совместным проектом. Ядром этой технологии, позволявшим считывать информацию без трения, был инфракрасный лазер. Вторым важным элементом системы был цифровой метод считывания и записи - кодоимпульсная модуляция – пока еще новая и очень дорогая технология.
Экономические условия были не самыми лучшими – когда Philips и Sony приступили к реализации своих планов, мировая экономика погрузилась в рецессию. Звукозаписывающие компании неплохо зарабатывали на виниловых пластинках, сначала не были заинтересованы инвестировать в новые прессы и студийную технику. Они скорее стремились поднять качество производства виниловых дисков и разрабатывать системы шумоподавления.
В конце концов, компания Telefunken нанесла на виниловый видеодиск цифровую запись и назвала этот продукт «Минидиск». Аргументация ганноверского концерна была пропитана экономностью: при производстве такого товара можно использовать существующие прессы для пластинок.
Громоздкая электроника
Такие изобретения были временными и нужное качество обеспечить не могли. Эпоха цифрового звука приближалась. Но серебристые диски, которые появились в марте 1979 года, были еще очень далеки от тех компакт-дисков, что впоследствии поступили в продажу. Первый проигрыватель Pinkeltje был громоздким; многие меломаны ставили его под стол.
РСМ-сигналы использовали 14-битные разряды. После того, как в игру вступила Sony, развитие технологии ускорилось. Кроме того, благодаря сотрудничеству двух гигантов была предотвращена еще одна война форматов, наподобие соревнования между Betamax и VHS.
Европейцы и японцы ускорили разработки, договорились о 12-сантиметровом формате диска, времени проигрывания в 75 минут, 16-битной разрядности, использовании перекрёстно-перемежающегося кода Рида-Соломона (CIRC) для коррекции ошибок и EFM-кодировке. 12-сатиметровый формат диска предложил вице-президент Sony Норио Ога, так как это позволяло записать на один диск всю «Девятую симфонию» Бетховена.
Размер отверстия в центре компакт-диска был выбран самым научным способом: инженеры Philips использовали диаметр нидерландской 10-центовой монеты.
В первые годы существования компакт-дисков самым простым способом производства мастер-ленты для прессов было преобразование РСМ-сигнала в видеосигнал и его нанесение на ленту. Стандартом стал разработанный компанией Sony формат U-matic.
Первая целевая группа: поклонники классики
На пути от демонстрации прототипов к готовым продуктам был сделан очень верный шаг: большая часть первичного репертуара состояла из классической музыки. Любители классики были платежеспособными, и в 1983 году их не отпугнула цена первых проигрывателей компакт-дисков (почти 2000 евро на сегодняшние деньги). Кроме того, компакт-диски были лишены недостатков виниловых пластинок – потрескивания, заедания, предварительного эхо и падения качества звука ближе к центру пластинки. Эта целевая группа с восторгом оценила комфорт прослушивания новых носителей: не нужно постоянно вытирать пыль и настраивать тонарм и звукосниматель.
Народный спорт: запись компакт-дисков
Уже в конце 1980-х годов появились первые CD-R и устройства записи; правда, цена адуиорекордеров составляла более 10000 долларов, а одна болванка стоила почти 50 долларов. Всего через 10 лет удовольствие, доступное немногим, стало народным спортом: цена аудиорекордеров упала ниже отметки в 750 долларов. Philips совместно с Sony выпускали диски различных форматов – CD-RW, Super-Audio-CD, DVD.
Проект Super-Audio-CD успешным так и не стал. Конкуренты Philips и Sony сделали ставку на Audio-DVD; музыкальная отрасль активно боролась с бытовыми устройствами записи звука и пиратскими копиями в MP3. Кроме того, звуковой формат Direct Stream Digital, который использовался в Super-Audio-CD, было слишком дорого внедрять в существующую РСМ-инфраструктуру студий звукозаписи.
По замыслу Philips и Sony физический двойной слой Super-Audio-CD должен был стать основной для DVD. Остальные производители (Panasonic, Pioneer, Thomson и Toshiba) сделали ставку на двусторонние диски.
Бесконечная война форматов
Если говорить о DVD, единство в подходе к форматам исчезло: Sony и Philips предлагали DVD+RW и DVD+R, компания Panasonic хотела использовать DVD-RAM, остальные производители - DVD-R(W). Первые DVD-рекордеры (без жесткого диска) стоили в 2001 году от 3500 до 5000 долларов. Для того, чтобы продвинуть свой формат, компания Philips передала азиатским производителям техники типовые варианты своих устройств. В течение нескольких лет недорогие рекордеры DVD+RW наводнили рынок. Но этот шаг не привел Philips к настоящей победе в войне форматов – уровень доходов от продажи записывающих устройств сильно упал. Кроме того, через пару лет рекордеры могли работать практически со всеми форматами.
DVD использует красный лазер. Для повышения емкости диска нужно было перейти к лазеру с меньшей длиной волны. Все крупнейшие игроки рынки сделали ставку на Blu-ray-рекордеры, использующие синий лазер. Toshiba и NEC пошли против общего течения и стали продвигать HD-DVD. Война форматов постоянно сотрясала рынок. Как только Blu-ray заняли свое место на рынке, появились флеш-накопители и жесткие диски.
Лучшие времена оптических носителей прошли
Когда на рубеже тысячелетий появились DVD емкостью почти в пять гигабайт, интерес к дискам стал падать. Хотя CD, DVD и Blu-ray очень дешевы, многие производители компьютеров отказались от использования оптических приводов в своих продуктах. Конечно, можно взять с полки старый диск, купленный 30 лет назад, и послушать записанную на нем музыку. Но на сегодняшний день потоковая передача музыки и фильмов - вне конкуренции.