Мировое кино

50 оттенков нюдового. Рецензия на фильм «Эмма» (2020)

В новой адаптации известного произведения Джейн Остин зрителя может удивить сразу несколько вещей. Во-первых, фильм снят Отем де Вайльд, для которой фильм стал режиссерским дебютом, до этого она была известна только как фотограф. Во-вторых, несмотря на дебют, фильм оказался неплохой комедией. В-третьих, лучшей экранизацией “Эммы” все еще остается хит 90-х под названием “Бестолковые” (Clueless).

Ожидаемо для фотографа, Отем де Вайльд много внимания уделяет картинке и визуальному стилю. В кадре преобладают бежевый, кофейный и нюдовый. Выбор цветовой гаммы вряд ли случаен и несет определенные смыслы. Действие фильма происходит в начале 19 века, до сексуальной революции почти полтора столетия. Чувственность, впрочем, остановить сложно, либидо рвется наружу сквозь мораль и общественное мнение. Оттенки бежевого в кадре служат заместителем наготы, цвета человеческого тела. Несмотря на невинность героев и их попытки играть в сексуальность по правилам того времени, фильм построен именно на инстинктах и неизбежным осознанием их власти.

Эмма 2020

Эмма - дочь богатого отца, у нее есть практически все. Ее мать рано умерла, поэтому отец мягко окружает дочь гиперопекой, намекая, что из родительского дома он отпустит ее примерно никогда. Сама Эмма не возражает. Она очень точно говорит о том, что у нее нет финансовой необходимости в браке. Несмотря на то, что экранизация лишена ярких феминистских заявлений, фраза очень точно определяет мотивацию замужества большинства женщин. Сентиментальный мир пышных платьев в своей основе лишен романтики, рюши шьются из прагматизма и меркантильности.

Мир 19 века невероятно скучен для Эммы. От тоскливой жизни девушку спасает страсть к интригам. Она развлекается сводничеством и искренне наслаждается процессом. Ее подход немного осуждает отец и решительно осуждает молодой человек Джордж Найтли, сосед и давний знакомый семьи. По книге он старше Эммы, режиссер его омолодила, приблизив к возрасту главной героини. Эмма берет под свою опеку молодую сироту Гарриет Смит, видя в ней новый проект. Неопытность Эммы приводит к тому, что она неправильно распознает чувства людей в этой истории. План срывается, оборачиваясь сложностями для самой Эммы. 

Эмма 2020

Я заканчивала школу во времена раннего интернета, когда он еще не успел проникнуть в наш досуг. Лет в 15-16 мы читали Джейн Остин. Ее романы казались окном в идеальный мир, где можно быть ни от кого независимой манерной разбойницей. Пока сложно сказать, как современные тинейджеры воспримут фильм, да и свяжут ли они его с книгой, но история на экране - это сказка для девочки-подростка, показанная глазами взрослого человека. Этот диссонанс был вполне приемлем для книги, но в кино это создает жанровый разнобой, местами очень сложно понять, для кого же этот фильм. Режиссер подает незрелые заблуждения героев с явным сарказмом. Заигрывания длятся годами. За один сезон в истории случается лишь одно-два события, к концу фильма зритель с ужасом осознает, что очевидное притяжение между героями стало очевидным для них всего лишь за год-полтора. Медленный темп фильма плохо согласуется с комедийным жанром. Это очень красивая, стильная и смешная зарисовка с прицелом на подростков, но будет ли она им близка?

В этой версии “Эммы” нет ничего откровенно плохого, но лента максимально далека от претензии на высокое искусство. В достаточно длинном списке экранизаций произведения работа Отем де Вайльд, скорее всего, получит не самый высокий балл, уступив, прежде всего, “Бестолковым”, которых до сих пор растаскивают на мемы. Проблематика явно несет полезный смысл для подростков, но сложно представить, что они пойдут на столь неспешный фильм ради этого. Пожалуй, история будет интересна поклонникам творчества Джейн Остин и костюмированных постановок, а также подойдет для легкого похода в кинотеатр на выходных.

Эмма 2020

“Эмма” стартовала в украинском прокате 5 марта, на несколько недель позже, чем в мире. В США фильм выпустили накануне 14 февраля, у нас первенство среди гендерных праздников все еще принадлежит 8 марта. И если смотреть на этот день с позиции побед, которых удалось достичь по сравнению с 19 веком, в кино я бы делала ставку на “Маленьких женщин” Греты Гервиг.

Новое на сайте

Search