Действие новой фантастической картины «Смертные машины» (ориг. Mortal Engines), снятой по мотивам одноименного романа британского писателя Филипа Рива, переносит нас в постапокалиптический мир отдаленного будущего. Выжившие после всемирной войны превратили остатки городов в подвижные крепости, которые охотятся друг на друга в поисках еды и энергии. Правители самого мощного из оставшихся городов – Лондона – направляют его на евразийский континент, дабы восполнить недостающие ресурсы.
Если описание этой вселенной уже заинтриговало вас, то ее воплощение на экране в «Смертных машинах» вряд ли оставит вас равнодушным. Громадные эклектичные города, склёпанные из кусков разных исторических эпох, выглядят гротескно, но по-своему изящно. Они одновременно пугают своей мощью и кажутся беззащитными перед бесконечной и безжизненной пустошью вокруг. Контраст неистовой технологии и суровой природы ощущается почти в каждом кадре фильма, создавая незабываемую атмосферу.
Именно визуальные элементы во многом держат внимание зрителя на протяжении всего фильма. Сюжет картины развивается живо, однако отнюдь не блещет оригинальностью, и клише разной степени затасканности проскакивают то тут, то там. Целостность сюжета тоже хромает: зрителям не объясняют ни причины кочевания городов, ни суть конфликта между движущимися городами и статическими поселениями, которые спрятались за исполинской стеной на Востоке. Возможно, это противостояние ¬– своеобразная аллюзия на мировоззренческие различия между инновационным Западом и укорененным в традиции Востоком, но нам остается лишь догадываться об этом, ибо фильм обходит этот вопрос стороной.
В конечном итоге успех фильмов подобного рода часто зависит от способности его авторов разбавить драки, погони и перестрелки настоящими человеческими историями, которые бы нашли эмоциональный отклик у зрителя. Но «Смертные машины» – это не тот случай. Его многочисленные персонажи хоть и интригуют поначалу, но по мере раскрытия их прошлого становятся все более банальными и одномерными. Что греха таить, единственным по-настоящему интересным кажется персонаж второстепенной важности – механический робот-«сталкер» Шрайк. Возможно, этот эффект достигается именно из-за недосказанности его истории, которая создает ореол загадочности и оставляет пространство для фантазии зрителя.
В целом же «Смертные машины» – услада для глаз, но не для ума или сердца, красочная обертка с изрядно потрепанным содержимым.
Оценить всю красоту фильма рекомендую в IMAX. Данный формат лучше всего подходит, если нужно оценить работу по специалистов по спецэффектам!