Новости
UHD
Производство
Внестудийное производство
Звук
Хранение
Инфраструктура
Кино
Спутник
Конференции и семинары
 
Акции
Учеба
Видео
Блоги
Вы здесь: Главная >> Производство >> Дмитрий Коротченко, режиссер трансляции женского финала ЛЧ УЕФА: «Мы – как рефери, если работа сделана классно и хорошо, тогда она незаметна»
Дмитрий Коротченко, режиссер трансляции женского финала ЛЧ УЕФА: «Мы – как рефери, если работа сделана классно и хорошо, тогда она незаметна»
25.06.2018, Татьяна Шепель
Дмитрий Коротченко, режиссер трансляции женского финала ЛЧ УЕФА: «Мы – как рефери, если работа сделана классно и хорошо, тогда она незаметна»

24 мая в Киеве на стадионе «Динамо» имени Валерия Лобановского состоялся матч Лиги чемпионов УЕФА между женскими командами – «Вольфсбург» (Германия) и «Лион» (Франция). Съемку и трансляцию которого УЕФА поручило телеканалам «Футбол 1»/«Футбол 2». Съемка мужского матча проводилась объединенными силами европейских вещателей. 

Журнал «Бродкаст» встретился с режиссером прямой трансляции женского финала Дмитрием Коротченко. Мы узнали у Дмитрия, что значит быть режиссером международного матча такого уровня, как команда готовилась к съемкам, какие страны купили права и что значит хорошо сделанная трансляция. 

- Что для Вас значит быть режиссером женского финала Лиги чемпионов УЕФА? 

Это само по себе большая честь и большая ответственность быть режиссёром, работать со своей командой на таком событии. Для нас сделать эту трансляцию было важно и почетно.

- Когда Вы узнали, что будете режиссировать женский финал?

Где-то зимой. Дело в том, что до этого года УЕФА проводили трансляции финалов Лиги чемпионов (и женских и мужских) своими силами. Естественно, они организаторы, здесь имеется в виду именно организация прямой трансляции и продажа прав. До этого прямой трансляцией заведовал Eurosport, они же были правообладателями.

Для нас было большой честью принять приглашение от УЕФА стать транслятором женского финала. Это своего рода признание качества нашей работы.

- В УЕФА остались довольны?

Да! На самом деле я и вся наша команда уделили настолько много внимания этому событию, что они в какой-то момент, увидев это, решили, что всё действительно будет на высшем уровне. На определенном этапе они даже перестали нас контролировать. На следующий день руководство УЕФА подходили поздравить и поблагодарить. Говорили, что всё прошло очень здорово.

На стадионе «Динамо» имени Валерия Лобановского мы осуществили с технической точки зрения самый большой камерный разворот, который был на женских финалах ЛЧ за все годы его существования. Никто с таким количеством камер женский финал не снимал.

И этим размахом они тоже были очень довольны. Для нашей страны в целом и наших телеканалов в частности это действительно большая ответственность и колоссальный опыт.

Точнее, это первый опыт организации проведения трансляции глобального мероприятия на большую международную аудиторию (а локальных по Украине мы сделали множество).

Как оказалось, на подобных событиях гораздо больше давления, нюансов, деталей, которые нельзя упускать. На финалах каждая деталь имеет значение, все, буквально все, должно быть на высшем уровне. 

- Расскажите, как готовились. Что для Вас стало вызовом?

Дело в том, что ранее мы просто не специализировались на женском футболе. И вот где-то за месяц мы начали готовиться – смотрели матчи. Кстати, найти их оказалось задачей непростой: в нашей стране они не распространены и практически нигде нельзя увидеть. Поэтому искали в интернете, смотрели, анализировали. Это были матчи и внутренних отборов, и Лиги чемпионов. Мы все кропотливо анализировали, изучали, кто есть кто из игроков. Стоит отметить также, что трансляции были совершенно разного уровня, поскольку в разных странах по-разному подходят к их организации. 

По большому счету, находясь уже более 10 лет в футболе, я открыл для себя целую новую историю – женский футбол.

- Вы довольны тем, как все прошло? Каковы были наибольшие опасения? 

Опасений особых не было. Я отдаю себе отчет в уровне нашей творческой команды, которая делает трансляции. Я знал, что просто нужно подготовиться, и мы это сделали.

- Существует ли какая-то принятая/утвержденная раскадровка для телевизионных трансляций матчей Лиги чемпионов (в частности женского футбола)?

Как таковой раскадровки нет. Существуют общие принципы, правила показа, так же, как и правила игры, они являются общими для женского и мужского футбола.

 

- Какие есть общие рекомендации?

Во-первых, минимальное количество камер, точнее, 9. Из которых одна Super Slow-motion. Звук – Stereo плюс конфигурации повторов – стандарт для любого матча УЕФА. 

Но наши каналы «Футбол 1»/«Футбол 2» уже давно не опираются на минимальные требования. У нас есть свои собственные стандарты, которые мы приняли для себя, как это должно выглядеть. Они намного превышают минимальные требования.

Во-вторых, трансляция должна быть объективной, непредвзятой. То есть равное внимание нужно уделять обеим командам, важно соблюсти баланс. Например, если наш клуб играет с каким-то международным клубом, мы ни в коем случае не можем уделять больше внимания своему клубу или любому другому, который нам «нравится». Нет, мы должны обеспечить непредвзятый и сбалансированный показ. У нас с этим никаких проблем нет! 

Главная особенность женского матча – игра на поле происходит медленнее. Соответственно, нужно более динамично монтировать такой матч. Что мы и делали – больше повторов, больше «живого» монтажа в игре, опять же, мы использовали два стэдикама, чтобы добавить динамики и быть ближе к игре. 

- Девушки на поле эмоциональнее мужчин? 

Мне показалось, да. И проявление этих эмоций зачастую гораздо более буйное, чем у мужчин. Да и сам матч был достаточно драматичный, со множеством перипетий, может быть, еще и это повысило градус эмоций.

У женского футбола как такового большое будущее. Хотя на сегодняшний момент он не настолько хорошо известен, как мужской. Не хватает команд, готовых показывать серьезный уровень игры, как сборных, так и клубных. Но я уверен, что по мере роста популярности этого вида спорта все изменится. На самом деле, практически у каждого серьезного клуба в Европе есть женская команда: «Челси», «Манчестер Сити», «Барселона», «Бавария» и др. Однозначно, это направление будет развиваться.

- Расскажите об оборудовании, которое использовалось для трансляции.

Я повторюсь, изначально мы решили, что женский финал ЛЧ в Киеве достоин большего, чем просто реализация минимальных требований УЕФА. Поэтому у нас работали 18 камер, включая 2 Super Slow-motion и 2 камеры стэдикама, плюс еще 2 гол-камеры в сетке ворот и 4 сервера повторов. Все камеры, естественно, записывались на повтор, это наш «лигачемпионовский» стандарт. В общей сложности, с учетом студийных, было задействовано 32 камеры.

Отмечу, что в этом матче не использовалась технология Go-Line Technology (система определения взятия ворот для рефери). Но в связи со спорной ситуацией, сложившейся на поле, по итогам матча, думаю, что УЕФА серьезно задумается над ее включением в следующие финалы (во втором тайме "Лион" мог выйти вперед усилиям Эжени Ле Соммер и Амандин Анри. После подачи с углового Эжени пробила головой по воротам, Амандин «подрезала» его дальше над привратницей Альмут Шульт, однако Ноэль Маритц выбила мяч. Несколько повторов так и не показали, пересек ли мяч линию ворот. Однако судья Яна Адамкова не засчитала гол).

Безусловно, Go-Line Technology (GLT) не входит ни в какие минимальные требования. Смысл ее не в том, чтобы зритель увидел какое-то зрелище или тренер в повторе смог увидеть, был гол или нет. Смысл в том, чтобы рефери либо засчитал взятие ворот, либо нет. Это очень дорогостоящее оборудование, поэтому даже УЕФА может его позволить себе только на матчах Лиги чемпионов и Лиги Европы. А вот на мужских финалах эти системы работают уже 3 года.

- В каком формате велась запись?

Запись в FullHD, звук – Dolby. Также на базе предоставленного УЕФА графического пакета мы разработали свои шаблоны графического оформления трансляции женского финала. Фактически наш оператор титров сделал его с нуля – и это еще одна наша гордость.

- Сколько специалистов было задействовано в трансляции финала?

Творческая команда (режиссер, режиссер повторов, операторы, операторы повторов, операторы титров, звукорежиссеры, продюсер трансляции) насчитывала где-то 25 человек и инженерная – порядка 20.

Помимо трансляции, на матче работает еще студия телеканалов «Футбол 1»/«Футбол 2». Приезжает еще одна ПТС, разворачиваются декорации. В студию приглашают экспертов, берут блиц-интервью. Как правило, включения идут за час до начала трансляции, и еще в течение часа по окончании матча.

- Спортивные трансляции становятся все более технологичными, на них не жалеют ни денег, ни оборудования. Как думаете, каковы основные тренды ближайших лет?

По сравнению с другими видами спорта, футбол очень консервативная игра. Это видно на примере внедрения системы видеоповторов рефери. Они давно уже обосновались в таких игровых видах спорта, как баскетбол, волейбол, теннис и другие, но не в футболе.

В итоге, скорее всего видеоподдержка будет введена, просто, чтобы ее внедрить, нужны гораздо более сложные технические решения, а они требуют времени на разработку и тех же денег.

Уже сегодня формат трансляции футбола предполагает все меньше времени на передачу каких-то субъективных моментов. Игра становится настолько быстрой, динамичной, захватывающей, что практически не остается времени, чтобы рассказать какие-то истории, подчеркнуть драматизм того, что происходит на поле. Почему? Да потому что режиссер и группа практически лишены тех пауз, когда можно было бы часть игры чем-то закрыть, подчеркнуть акцентами за пределами поля, отвлечься от самой игры. В этом сложность. 

Сам по себе футбол – динамичная и сложная игра. Очень много комбинаций и вариаций развития событий. Плюс нет остановок времени, как, например, в хоккее. Что поделать – такая игра, будь иначе, футбол потерял бы зрелищность. Так что думаю, что скорость и динамика проведения трансляций будет только расти.

- В мужском финале были организованы элементы трансляции в VR 360. Как думаете, есть ли у подобного формата будущее в футболе?

Данная технология набирает обороты. В мужском финале VR-камеры были установлены между тренерскими лавками, в тоннеле, за воротами и на центральной трибуне. Как дополнительный бонус к основной трансляции VR может работать. Надеть очки и постоять рядом со своими кумирами в тоннеле или, находясь дома, оказаться на трибуне. Это здорово! Но посмотреть футбол полностью в VR и получить от него удовольствие не получится. Пока это просто сопутствующий основной трансляции аттракцион и только. Что будет дальше, посмотрим, но, как я уже говорил, футбол – очень консервативная игра (смеется).

- Сможет ли искусственный интеллект в будущем заменить режиссера трансляций? 

Такие вещи возможны на шоу, формат которого подразумевает постановочный процесс. Когда мы знаем, что произойдет в тот или иной момент по прописанному сценарию. Ставится задача, расставляются камеры, если все идет по сценарию, то нет никаких проблем в том, чтобы запрограммировать монтажную последовательность в пульт. Только в таком случае это может сработать. Что касается спорта, особенно игровых видов, то получить заранее прописанный сценарий просто невозможно.

Я допускаю, что когда-нибудь технология ИИ разовьется до такой степени, что сможет понимать и анализировать игру. Но точно не сейчас и не в ближайшем будущем.

- Как происходило Ваше взаимодействие с комментатором матча?

Когда мы делаем международную трансляцию, не рекомендуется привязываться к какому-то одному комментатору (не важно к какому).

Комментатором на Украину был Андрей Столярчук, каждый из нас готовил свою часть и только. Моя задача была – рассказать историю матча, который происходит на поле, не привязываясь к комментатору. Всего на стадионе работали 8 комментаторских мест, поскольку я не знаю, о чем говорят другие комментаторы, будет просто неуместно делать какие-то отступления или акценты. 

- В какие страны были проданы права на трансляцию?

Нашу трансляцию женского финала Лиги чемпионов УЕФА посмотрели болельщики из 35 стран, включая Бельгию, Боснию, Хорватию, Македонию, Черногорию, Сербию, Косово, Чехию, Данию, Финляндию, Францию, Германию, Грецию, Венгрию, Исландию, Израиль, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Испанию, Швецию, Швейцарию, Великобританию и, конечно же, Украину. Также в списке Бразилия и часть стран Латинской Америки.

На сегодня это важнейший футбольный трофей в женском футболе.

- Знаю, что вашей команде удалось записать сюжет в раздевалке у победителей… 

Есть такой момент, это популярная тенденция. В мужском футболе это сделать проще, а вот по соображениям этики заходить в женскую раздевалку сложнее.

Именно поэтому мы заранее предусмотрели ТЖК-камеру и девушку-оператора. Позже наш план поддержала УЕФА и одобрила команда-победитель. В основную трансляцию это не вошло, а пошло как бонусный материал от Host Broadcaster после матча.

- Каналам «Футбол 1»/«Футбол 2» удалось собрать команду настоящих профессионалов для организации и проведения спортивных трансляций. Как Вы это сделали и как удерживаете?

Создание такой команды – многолетний труд. Все, кто у нас работает, объединены одной большой любовью к трансляции футбола. Когда получаешь определенную гамму впечатлений от работы, очень интересной работы, трудно не стать фанатом своего дела. Так что удерживает команду, пожалуй, общая цель – сделать хороший телепродукт и желание быть здесь и сейчас.

Хочу подчеркнуть, что мы – как рефери, если работа сделана классно и хорошо, тогда она незаметна. Если трансляция сделана грамотно, люди о ней не должны вспоминать. Пусть обсуждают игру, обмениваются эмоциями – это лучшая характеристика трансляции. Значит, зритель смотрел футбол и только футбол!

СПРАВКА:

Дмитрий Коротченко родился в 1975 году в городе Сумы. Окончил Сумский госуниверситет по специальности «Инженер-механик».

К команде телеканалов «Футбол 1»/«Футбол 2» присоединился в 2011 году. Работал на таких турнирах, как Лига чемпионов, Лига Европы, Евроквалификация, ЕВРО-2012, ЕВРО-2016, Чемпионат Мира 2014, матчи Украинской Премьер-лиги.

 
Поделиться материалом:
Дополнительные действия:   Версия для печати
Комментарии: Добавить комментарий:
Статус:
Код с картинки:
Имя:
Комментарии:
Новости
21.07.2018
Жюри FIPRESCI вручили награды украинским фильмам, а в рамках Film Industry Office определили победителей Питчинга, Work in Progress и Odesa IFF ScriptEast Series Projects.
20.07.2018
31 августа на СТБ стартует уникальный для украинского ТВ проект «Цієї миті рік потому» – реалити о мотивации, силе воли и... удивительных преображениях, которых можно достичь за год.
19.07.2018
Сегодня официально стало известно, что Петр Чернышов уходит с поста президента компании.
19.07.2018
Компания Lenovo сообщила о старте продаж в Украине компактного и стильного ноутбука «2-в-1» YOGA 530 с возможностью раскрытия корпуса на 360 градусов и сенсорным экраном.
Анонсы событий
05.07.2018
1+1 Digital Weekend станет первым двухдневным мероприятием 1+1 медиа, посвященным теме контента и технологий.
05.07.2018
Посетители смогут познакомиться с последними технологическими новинками, посмотреть уникальный контент в виртуальной реальности и отлично провести время на територии Galaxy на фестивале.
27.06.2018
Підлітки з Авдіївки та Чопа напишуть п`єси, які потім на сцені втілять провідні режисери та актори.
26.06.2018
Изюминка фестиваля - специально написанная под каждый фильм музыка.