Новости
UHD
Производство
Внестудийное производство
Звук
Хранение
Инфраструктура
Кино
Спутник
Конференции и семинары
 
Акции
Учеба
Видео
Блоги
IBC 2017
Вы здесь: Главная >> Звук >> Секреты создания звукового оформления в кино
Секреты создания звукового оформления в кино
30.08.2016, Василий Трофанюк
Секреты создания звукового оформления в кино

Кино создавалось как аттракцион движущихся картинок, поэтому долгое время визуальная составляющая была превалирующей. Появление звука в кино изменило положение вещей. В наше время звук в любом кино- или видеофильме является не только гармоничной его составляющей, но и важным инструментом создания художественных образов, вызывающих эмоциональный отклик у зрителей. Звук и видео должны быть единым целым для объемного восприятия и полного погружения в происходящее на экране.

Как создается звук видеофильма или киноленты, как проходит запись на съемочной площадке, какое оборудование для этого используется, что происходит в процессе постпроизводства? Об этом нашему изданию рассказал Егор Иродов, руководитель группы обработки звука компании Star Media.

Создание качественного звукового ряда картины требует немалых затрат и усилий и не стоит им пренебрегать или недооценивать его важность. Ведь даже самую безукоризненную в визуальном плане работу можно полностью испортить некачественным звуком.

Есть два варианта записи звука на площадке. Они отличаются не только качеством оборудования и качеством записи.

Один из вариантов - когда на площадке записывается «черновой» звук. Он необходим для последующего монтажа изображения и звука, а также для чистового озвучивания готового фильма. Без крайней необходимости данный звук не войдет в готовый фильм.

Звук, который используется для фильма, называется «чистовым».

В большинстве случаев звук, записанный на площадке, не используется, но бывает и по-другому.

Перед началом съемок нужно определиться: звук какого качества нужен? От этого будет зависеть способ записи и подбор необходимого оборудования. Если нужно получить «чистый» звук, используют «микрофоны-петлички» - маленькие микрофончики, которые прячутся в одежде актера. У петлички есть передатчик, который передает сигнал звукооператору.

Часто возникает проблема, где прятать петлички: бывает, например, актер в плавках или два боксера в спортивных трусах. В таких случаях используют микрофоны, которые называются «пушки». Они выглядят как трубочки, поэтому есть возможность направленно и далеко «ловить» качественный звук. Из-за своей конструкции эти микрофоны не ловят звук сбоку, что помогает записать хороший сигнал в зашумленных помещениях. «Пушки» крепят на специальных длинных шестах - микрофонных удочках.

«Пушка» - довольно чувствительный микрофон и может улавливать звук очень далеко, но чем ближе он будет к источнику звука, тем качественнее будет запись. Поэтому в процессе съемок важно четко обозначить границы кадра, обеспечить взаимодействие звукооператора, его ассистентов и видеооператоров: все следят за тем чтобы микрофоны не оказались в кадре. На профессиональном сленге «микрофон-пушку» на микрофонной удочке называют «бум», и бум-оператор с микрофоном часто «влезает» в кадр. Поэтому самая знаменитая фраза на площадке: «Бум в кадре!»

В процессе съемок редко используются только «петлички» или же «пушки». Они дополняют друг друга. Допустим, актриса говорит в кадре и ей нужно повернуться спиной к камере — в этом случае микрофон-пушка "не поймает" ее фразы, но если есть еще и «петличка» - она запишет эту часть фонограммы абсолютно спокойно. Или иногда в такой ситуации с противоположной стороны ставят еще одного бум-оператора с микрофоном-пушкой.

Но звук в фильме - это не только реплики актеров. После того как сцена записана, звукооператор с ассистентами остаются на площадке и "прописывают реквизит" — автомобили, косилки, станки — все то, что звучит в кадре. Это часть работы называется записью шумов. В том числе записывают тишину помещения, «записывают воздух». Ведь и тишина звучит по-разному. В обычной жизни мы на это не обращаем внимания, но комнаты «звучат» по-разному: где-то работает кондиционер, где-то холодильник, где-то лампы дневного света, где-то какие-то приборы, где-то за стенкой идет ремонт, где-то на улице прокричал петух — это «яркие» вещи, но обычная тишина равномерная и тоже имеет свою «окраску».

Независимо от того, когда пишется чистовой звук, мы обязаны сделать вариант звука без реплик — все шумы плюс музыка — для того, чтобы иметь возможность дублировать готовый фильм на другие языки, заменив дорожку с репликами.  

Если чистовой звук не записывался на площадке, его пишут в студии. И это касается не только реплик, но и всех шумов в кадре, как синхронных, так и несинхронных.

Отдельно стоит рассказать о синхронных шумах. Например, мы видим, что персонаж идет в кадре. Звук шагов можно взять из библиотеки шумов, расставить эти шаги на дорожке синхронно с изображением и озвучить каждый шаг. Однако, это сложный процесс, который заменяет запись синхронных шумов в студии. Даже специальность есть такая - «артисты шумового оформления» (или "шумовики"), которые по готовому изображению, глядя на экран, повторяют все движения за персонажем, который находится на экране: шагают, хлопают дверями и т.п. А действие фильма происходят не только в помещении: на улице, в парке, на природе, на асфальте - в звуковых студиях компании Star Media есть специально сделанные дорожки, где есть камень, щебень, трава, доски... Перед тем как записывать сцену, актер смотрит на экран, мы подбираем фактуру, по которой ходит персонаж, обувь, в которую обут персонаж, актер становится на дорожку; а я, как звукорежиссер, выставляю микрофон, и он начинает ходить синхронно с тем, что происходит на экране.

Во время работы над проектом «Отряд» у нас было очень много курьезных моментов: по сценарию все действие происходит в лесу, а мы в ужасе — картинка-то предполагает глубочайший дремучий лес — разве только вороны да духи бродят. А на самом деле у нас за спиной идет трасса, ездят машины. Поэтому пришлось записывать только «черновой звук», а актерам в студии пришлось все полностью переозвучивать.

Кадр из фильма "Отряд"

Реплики записывают чаще всего с теми же актерами что и в кадре, но бывает, приглашают и других — мы подбираем их по тембру голоса. Актер становится перед микрофоном, слышит реплику и пытается ее повторить с той же интонацией, ритмикой, громкостью. Для тех, кто постоянно работает на озвучке, это не очень тяжело. Мы получаем практически тот же звук, с той же интонацией, ритмикой, только он чисто записан на студии, его потом можно обрабатывать и «вставлять» в фильм.

Во время съемок фильма «Анна Герман» у нас никак не получалось набрать итальяноговорящих актеров, а несколько серий были посвящены ее «итальянскому» периоду. Для таких случаев во всем мире используется система быстрой коммуникации Source-Connect – это специально разработанное программное обеспечение, которое дает возможность в режиме онлайн записывать актера из другой страны. На примере это выглядело так: у нас в студии сидели звукорежиссер и режиссер перед ProTools. В итальянской студии, где есть такой же Source-Connect, были продюсер, звукорежиссер и актер перед микрофоном. Общались с помощью Skype, мы видели как звук записывается на дорожку, могли тут же его прослушивать и исправлять ошибки в зависимости от задач. Все студии, которые входят в состав системы Source-Connect, на своих сайтах размещают информацию: какие у них есть актеры, на каком языке они говорят, вот их тембры, вот как они говорят.

Кадр из фильма "Анна Герман"

Когда мы начинаем озвучивать «картинку», у нас набирается несколько видов звука — реплики, шумы, фоны. Параллельно композитор пишет музыку, взаимодействуя с режиссером. К моменту сведения у нас получаются реплики, фоны (звук города, леса, летящего самолета, звук внутри машины), синхронные шумы, которые записали артисты шумового оформления и музыка. И после этого звукорежиссер садится и начинает все это сводить. Сведение — это процесс, когда звукорежиссер добивается органичности - чтобы все звучало по громкости как в жизни. Если что-то будет звучать громче , то будет отвлекать зрителя. А у звукорежиссеров есть один закон: «чем ты незаметнее, тем твоя квалификация выше». Если зритель не отвлекается на звук, значит работа сделана хорошо. Поэтому звукорежиссер добивается нужного баланса громкости, чтобы зритель отвлекался на звуки только в нужных отдельных моментах.

Есть такой закон звукорежиссуры: «что ты видишь на экране, то должно у тебя работать». Если ты видишь, как человек падает, бросает гранату, стреляет из гранатомета, то только это должно звучать. Все остальное должно звучать тихо. И тогда картинка будет яркой, контрастной, сформированной, как говорят на нашем языке, фактурной.

В фильме «Охотники за караванами» был момент, когда мне было нужно очень четко сакцентировать внимание на том, что умирающий солдат выдернул чеку из гранаты. Для того, чтобы она прозвучала громко, я специально перед этой гранатой «ушел» практически в тишину, я «ушел» в ветер. Анатомически ухо расслабляется, для этого достаточно 3-4 секунд, после этого можно делать какой-то щелчок, и этот щелчок будет звучать гораздо громче, чем все остальное.

Кадр из фильма "Охотники за караванами"

Когда монтируется изображение, мы обычно работаем совместно с видеоинженерами, и они синхронизируют изображение с тем звуком, который у нас был записан. Важный момент: для того, чтобы синхронизировать звук и видео, сейчас используется специальный синхронизирующий сигнал — тайм-код (time code). Но есть и старая добрая «хлопушка», которую все, наверное, видели в кино. Выходит человек с табличкой, на которой написано название фильма, серии, сцены, кадра, дубля, становится перед камерой, показывает эту табличку, то же самое произносит вслух и потом щелкает. Все думают: «зачем щелкает?». Хлопушка нужна для того, чтобы синхронизировать аудио и видео сигналы, выполняя ту же функцию, что и тайм-код. То, что написано на табличке - будет на видео, а то, что произнесется - будет на аудио. А по хлопку можно синхронизировать звук — он будет виден в кадре и слышен в аудиозаписи. Звук «собирается» вместе с видео, он «приклеивается» к видео и, когда на компьютере человек «разрезает» видео и берет определенный кусочек, вместе с ним он «режет» и «приклеенный» звук. Это значительно упрощает процесс.

Работа в компании Star Media построена на лучшем программном обеспечении, профессиональных программах, на которых работают во всем мире. Есть несколько таких программ, например, Nuendo компании Steinberg, Pro Tools, Pyramix, Samplitude, их несколько, но во всем мире популярностью пользуется, в основном, Pro Tools.

Существует множество интересных и сложных моментов, связанных с записью звука на площадке и в постпроизводстве. Их не уместить в рамках одной статьи. Но однажды, заглянув за кулисы этого, поистине, увлекательного искусства, вы уже наверняка не сможете не обращать внимания на звуки, окружающие вас не только в кинозале, но и в жизни.

Теги:     Star Media    Pro Tools    Avid    Звук    Постпродакшн
 
Поделиться материалом:
Дополнительные действия:   Версия для печати
Самое читаемое:
Комментарии: Добавить комментарий:
Статус:
Код с картинки:
Имя:
Комментарии:
Новости
20.02.2018
Мы, безусловно, очень рады «Золотой кнопке». Уверены, что обязательно получим и «Бриллиантовую кнопку», так же, не меняя стратегии
20.02.2018
Компания Microsoft приглашает учащихся старших классов, студентов, магистров и аспирантов первого курса принять участие в ежегодном международном технологическом конкурсе Imagine Cup.
19.02.2018
Прием заявок на участие в национальной премии «Телетриумф» начнется 20 февраля и продлится 15 дней - до 7 марта включительно.
19.02.2018
Финалистами второго полуфинала национального отбора на «Евровидение-2018» стали: TAYANNA, KADNAY и MELOVIN.
Анонсы событий
19.02.2018
Прием заявок на участие в национальной премии «Телетриумф» начнется 20 февраля и продлится 15 дней - до 7 марта включительно.
14.02.2018
9-12 апреля 2018 года в Лас-Вегасе пройдет 96-ая ежегодная Международная выставка электронных СМИ NAB Show.
05.12.2017
В четверг, 7 декабря, состоится финал турнира будущих мастеров сценического света LVSdesign 2017 (Junior).
20.11.2017
Компания DJI, ведущий производитель гражданских беспилотных летательных аппаратов и камер для них, организующая соревнования RoboMaster, объявила о начале подачи заявок на участие в ежегодном турнире робототехники в 2018 г.