Новости
UHD
Производство
Внестудийное производство
Звук
Хранение
Инфраструктура
Кино
Спутник
Конференции и семинары
 
Акции
Учеба
Видео
Блоги
IBC 2017
Вы здесь: Главная >> Звук >> Миф об аналоговом звуке, или Почему у цифровых форматов плохая репутация
Миф об аналоговом звуке, или Почему у цифровых форматов плохая репутация
27.01.2017, Андрей Дубинский
Миф об аналоговом звуке, или Почему у цифровых форматов плохая репутация

Канадский рок-музыкант Нил Янг был настолько недоволен сжатием данных в формате МР3, что выпустил собственный музыкальный плеер Pono Player, предназначенный для прослушивания несжатой музыки в HD-качестве. Несмотря на рекламную поддержку и высокомерные заявления рок-звезд («MP3 — это как смотреть на ксерокопию Моны Лизы», Элвис Костелло), новый дорогой плеер ничем не поразил пользователей. Тем не менее, Нил Янг продолжал настаивать на исключительности своего плеера. Человек не слышит разницы в звуках свыше 16 бит/ 44,1 кГц? Ну и что. Пусть разницу между HD-аудио и качественным МР3 нельзя услышать, «зато ее можно почувствовать».

Другие исполнители и меломаны ведут себя еще жестче – они отказываются признавать не только сжатые данные, но и все цифровые форматы в принципе. Один из основных аргументов гласит следующее: аналоговый формат позволяет записать на носитель самые тонкие нюансы композиции. Любители винила обожают теплое и мягкое звучание своих пластинок. В 2015 году пластинки составили 4,7 процента от общего количества выпущенных физических носителей звука. И это число растет.

Но действительно ли цифровые записи звучат так плохо? Акустические исследования говорят об обратном. Система РСМ (импульсно-кодовая модуляция), основная цифровая технология, обычно используемая для записи компакт-дисков, может преобразовывать сигналы частотой до 20 килогерц. Динамический диапазон звучания (попросту говоря, разница между самым тихим и самым громким звучанием) может составлять до 96 децибел. Это больше, чем могут предложить кассетные магнитофоны, УКВ-радио или виниловые пластинки. Даже многие профессиональные ленточные машины не могут похвастаться такими параметрами.

Чтобы понять, откуда появилась плохая репутация цифровых форматов, придется вспомнить историю цифровой аудиотехники. Те из нас, у кого были кассетные магнитофоны, знакомы с понятием «уровень записи», который показывал уровень громкости, на котором записывалась музыка. Строго говоря, нельзя превышать точку в 0 децибел («полная модуляция»). В аналоговых записях допустима кратковременная перемодуляция – появляются высшие гармонические составляющие, которые практически не мешают и иногда даже хорошо воспринимаются ухом.

В РСМ по-другому: вплоть до нулевой линии искажения минимальны; после этой отметки появляются резкие, хорошо слышимые дисгармонии. Для того, чтобы предотвратить их появление, инженеры звукозаписи строго следили за тем, чтобы точка в 0 децибел никогда не пересекалась, и для этого ограничивали динамический диапазон записей. Первые цифровые рекордеры не могли в полной мере использовать теоретические возможности цифрового формата. В самом начале цифровой эры инженеры сталкивались и со следующей проблемой – в студийной записи использовалась другая частота дискретизации, в отличие от 44,1 кГц, характерной для компакт-дисков.

Преобразователи частоты дискретизации были дорогими и не всегда обеспечивали качественный результат – зачастую техникам оставался только один выход: при записи компакт-диска сигнал несколько раз преобразовывался из цифрового в аналоговый и обратно. Аналогово-цифровые преобразователи с их «детскими болезнями» еще не могли обеспечить нормальную точность.

Все эти недостатки были устранены в двухтысячных годах: при записи стали использовать частоту дискретизации в 192 кГц. Появились музыкальные форматы высокого разрешения. Была усовершенствована технология преобразования, используемая как в студийном оборудовании, так и в проигрывателях компакт-дисков. Сейчас плохое качество звука скорее связано с акустическими предпочтениями звукозаписывающих компаний, музыкантов и продюсеров, чем с техникой: во многих современных записях искусственно завышается уровень звука – при «Войне громкости» из 96 децибелов динамического диапазона компакт-диска зачастую используются не более 5 децибел. На высококачественном оборудовании такие записи звучат некачественно и искаженно.

Причиной плохой репутации являются также детские болезни, появившиеся при разработке формата МР3. Эрнст Шредер, сотрудник Telefunken (позднее Thomson) и один из создателей этого формата, вспоминает: «Мы хотели создать формат, который пришел бы на смену УКВ-радио. С учетом существовавших несущих частот передатчиков нам пришлось сжимать данные». Шредер и Карлхайнц Бранденбург из института Фраунгофера сначала не думали о создании МР3-плееров или скачивании музыки. Первый плеер, который институт Фраунгофера выложил в сеть, был предназначен исключительно для демонстрации возможностей МР3. Он не соответствовал возможностям существовавшего на то время оборудования и мог кодировать только одну минуту музыки. Один из австралийских хакеров, используя украденную кредитную карту, купил плеер. Затем он изменил интерфейс программы, снял временное ограничение и выложил результат своей работы в Интернет. Формат МР3 стал набирать популярность.

В конце 90-х годов для пользователей ПК появилась легальная возможность бесплатного использования оптимизированного МР3-кодера, разработанного институтом Фраунгофера – например, с помощью популярной программы MusicMatch. Цифровой формат продолжал развиваться. Теперь, при достаточно высокой переменной скорости передачи (выше 200 килобитов в секунду), даже люди с тренированным музыкальным слухом не могли отличить аналоговый оригинал от цифровой копии. И если песня Tom`s Diner Сюзанны Веги (композиция, на которой Карлхайнц Бранденбург тестировал МР3-формат) звучит плохо, причина не в недостаточном качестве самой цифровой технологии, а в низкой скорости передачи данных, устаревшей программе кодирования или некачественном усилителе смартфона.

С момента первой публикации формата МР3 – прошло уже 24 года. Аргументы против новых технологий звукозаписи, мягко говоря, несколько устарели.

«Цифра» шагнула далеко вперед. И если сегодня Вы услышите от любителей аналоговых устройств, что звук виниловой пластинки отличается от цифрового формата, Вы точно знаете, о чем идет речь: МР3 не скрипит.

 

По материалам heise.de

 
Поделиться материалом:
Дополнительные действия:   Версия для печати
Самое читаемое:
Комментарии: Добавить комментарий:
Статус:
Код с картинки:
Имя:
Комментарии:
Vic
27.01.2017
МР3 не скрипит. Но он и не звучит! МР3 - это кастрированная музыка, если хотите качественный цифровой звук, то слушайте во FLAC!
Новости
17.11.2017
Новые Intel Xeon не только обеспечат прирост производительности решения, но и увеличат плотность размещения виртуальных машин.
17.11.2017
Новая модель получила имя TP-Link TL-WR945N, работает на частоте 2,4 ГГц, отличается эффектным дизайном и обеспечивает стабильный сигнал Wi-Fi сети.
16.11.2017
Поздравляем с профессиональным праздником - Днем работников радио, телевидения и связи!
16.11.2017
Доступные системы от ведущих провайдеров, включая решения «под ключ» для искусственного интеллекта и глубокого обучения.
Анонсы событий
13.11.2017
15 ноября в конференц-зале HUB4.0 состоится 3-я конференция «ULTRA HD: Workflow & Perspectives».
19.10.2017
Началась регистрация участников на LVSdesign 2017 (Junior) - единственное в Украине соревнование Visual-артистов и дизайнеров сценического света, делающих первые шаги на подступах к вершине мастерства.
06.09.2017
Четвертая ежегодная конференция Pay TV in Ukraine 2017: Carpe Diem! состоится 20 сентября в рамках международного медиа-форума KYIV MEDIA WEEK.
06.09.2017
С 15 по 19 сентября в выставочном комплексе RAI в Амстердаме пройдет ежегодная выставка-конференция IBC - крупнейшее европейское событие, посвященное технологиям в отрасли телерадиовещания.