Нынешний киносезон, несмотря на пандемию, выдался богатым на украинские премьеры. Причем большинство из вышедших в прокат фильмов повествуют о войне на Донбассе. «Атлантида» Валентина Васяновича, «Земля блакитна, ніби апельсин» Ирины Цилык, «Забуті» Дарьи Онищенко, «Поїзд "Київ - Війна"» Корнея Грицюка – сильные картины. Качество отечественного кинематографа растет, что не может не радовать. Жаль, что кассовые сборы, особенно в условиях пандемии и карантина, далеки от ожиданий продюсеров и творческих групп.
3 декабря в украинский прокат выходит еще одна военная история. Картина «Мать Апостолов» режиссера Зазы Буадзе, с внушительным хронометражем в 123 минуты, рассказывает историю матери, едущей на Донбасс в поисках своего сына, самолет которого потерпел крушение в зоне АТО.
Роль матери Софии Павловны сыграла львовская актриса и певица Наталья Половинка. Ее героиня получилась сильной и очень правдоподобной – 100% попадания в роль. София так же, как и Наталья, поет и занимается исследованием народного творчества. И эта музыкальная составляющая в фильме стала особенно интересной, музыка в «Апостолах» – вообще отдельная тема, о которой мы, собственно, и поговорим.
На самом деле весь актерский состав в картине подобран на 5 баллов, за что отдельная благодарность кастинг-директору Алле Самойленко. Режиссер, рассказывая историю, как будто раскручивает настоящий детективный сюжет. Здесь есть экшен, погони, перестрелки, драмы больших и маленьких людей. Все, что нужно для хорошего кино, которое в итоге и получилось. Особый акцент в картине, как я уже упоминала, на музыкальной составляющей. О ней мы поговорили с композиторами фильма Романом Григоривым и Ильей Разумейко.
Илья Разумейко, Заза Буадзе, Роман Григорив
- Как проходила работа над музыкой для фильма?
Роман: У нас очень много материала, есть камерная музыка, симфоническая, электроника. Какую-то часть мы даже писали в Вене в Институте электроакустической музыки. Часть номеров записывали здесь с отдельными музыкантами.
Таким образом, по исполнению получился некий международный проект, потому что задействованы частично венские музыканты, частично наши. Среди них соло Жанны Марчинской, Игоря Завгороднего, симфоническая сюита в исполнении Национального президентского оркестра Украины и хора мальчиков Института Глиэра. Мы также записывали основные симфонические темы, тему титров.
- В фильм вошла только оригинальная музыка?
Роман: Да, это полностью авторская музыка, созданная специально для этой картины.
- Музыки в картине достаточно много. Так и планировалось заранее?
Роман: Не планировали, но сделали большой акцент на музыке. Так получилось, что она стала отдельным персонажем.
- Когда вас пригласили в проект?
Роман: Режиссер Заза Буадзе побывал на открытии фестиваля современного искусства Porto Franko в Ивано-Франковске в 2018 году. Он как раз попал на открытие, где звучала наша футуристическая мета-опера «Аэрофония», главным инструментом которой был самолет АН-2, с которым играл оркестр. Заза познакомился с нами и предложил поработать над его новым фильмом. Собственно в увертюре фильма – звучит самолет, на фоне которого поет Наталья Половинка.
- Расскажите о главной героине.
Роман: Наталья Половинка театральная актриса и фольклорная певица, ее знают не только в Украине, но и за пределами страны. У нее были концерты в Нью-Йорке и во многих странах мира. Наталья известна своим необычным фольклорным вокалом. Это ее природа, потому в фильме она звучит так органично.
- Какое задание перед вами ставил режиссер?
Роман: Работа над фильмом началась за год до премьеры. Музыка, которая звучит в конце фильма «Mesis» для симфонического оркестра и детского хора, это первая тема – с нее, собственно, и началось наше сотрудничество.
Изначально он просил отойти от голливудского, типичного звучания. И уделял большое значение именно звуку, хотел, чтобы фильм звучал иначе. Мы искали собственный музыкальный язык картины.
Илья: Тут все живые инструменты. Есть расстроенная гитара, специально настроенный контрабас – таким образом мы искали нестандартное звучание.
Роман: Получилось на грани между артхаусом и мейнстримом. Еще режиссер просил сделать акцент на глубокой нетривиальной музыке.
- Вы раньше работали над музыкой для кино?
Роман: За последнее время было несколько проектов. Мы писали музыку для фильмов: Сергея Лысенко «Экс», Семена Мозгового «История зимнего сада», Ивана Орленко «В нашей синагоге» и др. Нашу музыку использовали для фильма «Миф» о Василии Слипаке.
Но мы никогда не писали музыку для военной драмы, поэтому «Апостолы» для нас достаточно интересный опыт.
Роман Григорив, Илья Разумейко, Cristi Iorga, Кристина Шушак
- Обычно на музыке в украинском кино экономят.
Роман: В основном, да. Например, в 2-часовом фильме Семена Мозгового «История зимнего сада» музыки 20 минут. А в 2-часовом фильме Зазы Буадзе «Мать Апостолов» музыки примерно час.
В принципе, в кино сейчас идет тенденция отказа от музыки как таковой, от саундтреков, от красивой и щемящей мелодии. Потому что она себя исчерпала. В целом, будущее музыки в кино – это художественный саунд-дизайн и концептуальные решения. Но очень импонирует тот факт, что Заза нам разрешил здесь развернуться. И касательно музыки, и касательно смелых решений ее применения.
Была опасность того, что мы будем музыкой просто иллюстрировать, происходящее на экране, поэтому всегда старались быть немного позади, держа интригу до конца. Бывает, слышишь музыку и понимаешь, что сейчас будет что-то происходить, но здесь не так – музыка лишь дополняла происходящее, создавая атмосферу.
Илья: Только оператор больше композитора отсматривает фильм. Мы получили его готовым и работали над ним целый год. Режиссер приезжал на студию, прослушивал разные версии, отбирал и регулировал, где и какая должна звучать музыка.
- На каких студиях записывали музыку?
Роман: Были задействованы студия в Союзе композиторов на Пушкинской, студия на базе Национального президентского оркестра Украины, студия на базе университета в Вене.
- В чем разница записи здесь и там?
Илья: Сейчас можно купить любое оборудование, укомплектовать любую студию, но люди... Знания не купишь. У нас большой дефицит звукорежиссеров, которые могут профессионально работать с разным звукоматериалом. На «Апостолах», кстати, был хороший звукорежиссер Фарид Мбайдин, он все сделал прекрасно.
Но нужно еще уметь правильно записать инструменты, тот же рояль, и при этом не за все деньги мира.
В Украине музыка и звук, к сожалению, стоят в конце бюджетов. Хотелось, чтобы в будущем эта ситуация поменялась.
Роман: За этот бюджет в HBO записывают одну оркестровую смену. Не пять, а одну – за весь бюджет, выделенный на музыку. Тем не менее, мы умудряемся снимать хорошие качественные фильмы, но с бюджетами нужно что-то делать. Кино должно развиваться.
В Украине есть огромный сегмент аудитории, которой это кино придется по душе, однако до нее нужно достучаться. Но это уже совсем другая история.
Роман Григорив и Илья Разумейко – украинские композиторы, музыканты, авторы опер, камерных, вокальных и симфонических произведений, музыки к спектаклям и кино. За последние 5 сезонов поставили 9 опер в Украине, много за рубежом, играли на многих топовых фестивалях в Нью-Йорке и Европе. Основное направление – современная опера. Лауреаты Шевченковской премии за оперу-реквием «Иов».
Многие сцены не вошли в фильм, поэтому создатели планируют выход сериала весной 2021-го.
Фото: Фейсбук