Статті

Работа оператора со светом: светофильтры

В арсенале оператора для решения технических и творческих задач во время производства фильма или телевизионного контента почетное место занимают фильтры. Одни из них изготовлены в основном из стекла или высококачественного пластика и предназначены для установки перед объективом кино или видеокамеры. Другие – осветительные, могут быть стеклянными или пленочными (окрашенная полимерная пленка), устанавливаются, в основном, перед осветительными приборами. Они позволяют решать самые разнообразные задачи и являются не менее важным средством художественной выразительности. Они чувствительны к высоким температурам, вставляются в специальные фильтродержатели и вместе с ним в пазы держателя шторок осветительного прибора или иногда прищепками крепятся непосредственно на сами шторки прибора.
Подразделяются осветительные фильтры по своему назначению на три основные категории: нейтральные, цветные и диффузионные. Цветные в свою очередь на конверсионные, корректирующие и эффектные.

Светофильтры Neutral Density (ND) – фильтры нейтральной плотности окрашены в серый цвет, поэтому их также называют нейтрально-серыми. Эти фильтры не меняют спектрального состава света, а позволяют в случае необходимости уменшать световой поток прибора не прибегая к его диммированию, которое приводит к нежелательному изменению цветовой температуры. Изготавливаются они четырех плотностей, ND-0,3-0,6-0,9-1,2, что позволяет снизить световой поток соответственно в 2-4-8 и в 16 раз, т. е. от 1 до 4 диафрагм. Часто они используются в различных сочетаниях друг с другом для достижения требуемой величины эффекта.

Незаменимы  бывают нейтрально-серые фильтры при съемке в интерьерах в дневное время, когда часть окон находится в кадре и необходимо уменьшить контраст яркостей. В таких случаях фильтрами разной плотности, различными способами перекрывается окно. А снимая в интерьере днем ночь и варьируя нейтрально-серые и конверсионные, можно добиться за окном как эффекта теплого вечернего неба при заходе солнца, так и холодного ночного.

Пример использования фильтров для уменьшения контраста между интерьером и натурой. Нижняя часть окон, попадающая в кадр, закрыта нейтрально-серыми фильтрами плотностью 0,6.

Конверсионные, их еще называют компенсационными, изменяют спектр излучения и соответственно приводят цветовую температуру источника к цветовой температуре дневного света или ламп накаливания. Существует две серии конверсионных фильтров: синие (СТВ- Color Temperature Вlue), которые повышают цветовую температуру, поглощая красное длинноволновое излучение и оранжевые (СТО – Color Tеmperature Orang),  понижающие  цветовую температуру, поглощая  коротковолновую часть спектра. Обозначаются они соответственно - Full CTB и Full CTO. Для того чтобы сделать коррекцию цветовой температуры частично, в определенном промежутке, существуют как первые, так и вторые с 1/2; 1/4; 1/8 эффекта. При этом важно не забывать, что прирост цветовой температуры в первом случае и понижение в другом может быть не одинаковым при одном и том же фильтре и зависит и от исходной температуры источника. Чем она выше, тем сильнее сдвиг цветовой температуры. При съемках в павильоне, в интерьерах, при наличии ограниченного парка осветительной аппаратуры, часто приходится прибегать к приведению приборов к единой температуре. В этих случаях без данных фильтров не обойтись. Идеальный вариант, если при этом для контроля вы можете воспользоваться прибором измерения цветовой температуры - колориметром. При съемке в интерьере часто возникают проблемы смешанного освещения, особенно, если съемка дневная, а у вас приборы с цветовой температурой 3200К, да еще и небольшой мощности. Так как конверсионные фильтры значительно ослабляют световой поток, практичнее, при наличии фильтров СТО, закрыть ими окна. Но это рентабельно при определенных площадях окон и времени съемок. Наряду с чисто техническим использованием конверсионных фильтров, операторы довольно часто используют их в творческих целях, освещая объект локально приборами с различной цветовой температурой.

На осветительный прибор «белого» света установлен 
фильтр СТО -¼  для поддержания светового эффекта 
теплого вечернего освещения.

Диффузный фильтр Frost 
на приборе KinoFlo на натуре.


Коррекционные фильтры. Источники света излучающие свет благодаря электрическому разряду могут давать «пик выброса» в определенной части спектра, что не соответствует приборам основанным на нагреве и тем более балансу пленки или матрицы видеокамеры. К таким источникам относятся бытовые люминесцентные (флуоресцентные) лампы, натриевые лампы низкого и высокого давления, ртутные лампы высокого давления, металлогалогенные лампы. Вот в таких случаях и применяются коррекционные фильтры. Особенно часто в практике операторов приходится обращаться к ним при съемках в интерьерах нежилых помещений с освещением люминесцентными лампами. Схем их использования несколько. В случае установки их перед светильниками, используются пурпурные фильтры Minus Green №№247,248, 249, 279, имеющие Full, 1/2; 1/4; 1/8 эффекта, относящиеся к серии Fluorescent Correction System. В эту же серию входят светофильтры №№ 241 Fluorescent 5700 Kelvin, 242 Fluorescent 4300 Kelvin, 243 Fluorescent 3600 Kelvin, 219 Fluorescent Green. 
В другом случае, если фильтр Minus Green установлен перед объективом кино или видеокамеры и кроме люминесцентных ламп используются осветительные приборы, перед ними устанавливаются фильтры зеленого цвета Plus Green №№ 244,245, 246, 278. 
К корректирующим фильтрам относится и №213 White Flame Green, который поглощает вредные ультрафиолетовые излучения, и серия Arc Correction №№ 212, 230, 232, 236, 237, 238, обеспечивающих в основном коррекцию цветовой температуры металлогалогенных и дуговых ламп до значения 3200К ламп накаливания.

Подготовка конверсионного фильтра Full CTO на окна.
Т/с «Адвокат»

Процесс закрепления фильтров на окна.
Т/с «Адвокат»

Эффектные фильтры. Ассортимент этих фильтров наиболее широк и насчитывает сотни наименований. Поистине палитра для оператора, пишущего светом и цветом. Создавая различные эффекты освещения, начиная от пламени костра, свечи, бытовой лампы, утреннего или вечернего теплого солнца и холодного лунного света и заканчивая фантастическим, нереальным светом в фильмах сказках или фильмах фэнтези, оператор обязательно обращается к этой категории фильтров. При их помощи можно усилить или ослабить цвет декорации или костюма, а при необходимости и изменить. Невозможно обойтись без этих фильтров создавая различные лирические или драматические моменты. Великий итальянский оператор, обладатель трех Оскаров, Витторио Стораро – величайший мастер работы со светом и цветом, в каждой своей работе ищет новые цветотональные и цветоколористические решения используя цветные фильтры. По его просьбе даже было разработано десять эффектных фильтров, которые получили название The Storaro Selection.

Диффузионные фильтры. Для получения диффузно-рассеянного распределения света на освещаемом объекте съемки на пути светового потока от осветительных приборов, оконных проемов и просто на натуре необходима установка рассеивателей, выполненных из диффузионных светофильтров различной плотности и фактуры. Диффузионные светофильтры изменяют характер светораспределения осветительного прибора, делают его более мягким, рас¬сеянным. Степень диффузности освещения зависит от структуры и плотности материала. Диффузионные светофильтры достаточно часто используются с эффектными светофильтрами. В зависимости от характера освещения оператор использует фильтры с максимально диффузным или диффузно - направленным распределением светового потока.
Самые известные на сегодня фирмы-изготовители осветительных фильтров это Rosco, Lee, Strand Lighting, Formatt. Как правило, фильтры предлагаются в формате рулонов размером 61 см×7.62 м и 1,22 м×7,62 м, а также листов 25 см×30 см, 50 см×61см.

На съемках т/с «Бальзаковский возраст или все мужики сво…..».
Рама с диффузным фильтром для создания мягкого рассеянного света имитирующего свет от окна.

На съемках т/с «Реквием для свидетеля». 
В Dedolight установлен фильтр СТО-1/2 для имитации теплого источника света. 
Сцена решена на контрасте холодного и теплого света.

Об авторе:
Юрий Тимофеевич Гармаш
Кинооператор, член Правления Гильдии кинооператоров, член Союза кинематографистов Украины, член Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO, заслуженный деятель искусств Украины.
Оператор-постановщик более 15 художественных фильмов, среди которых "ВавилонХХ" и "Изгой", а также телепроектов, среди которых "Бальзаковский возраст или все мужики сво....", "Адвокат", "Всегда говори всегда", "Прииск", "Реквием для свидетеля".

Search