Світове кіно

Мартин Жьяран, оператор-постановщик фильма «Межа»: «Сегодня в Словакии снимается много фильмов и сериалов»

На экранах страны премьера: мафиозно-погранично-приключенческий фильм «Межа» (ориг. Čiara). В то же время кинокартина — словацко-украинская копродукция, побившая все рекорды сборов в Словакии, ставшая номинантом на «Оскар» от этой страны и просто очень хорошее кино, которое наш журнал никак не мог оставить без внимания.

Съемочный период проходил в 2016 году и занял около 40 дней. Все съемки были разбиты на 3 этапа. Первый состоялся зимой, второй и третий — летом, с месячным перерывом.

Наряду с замечательной режиссурой, по-настоящему искренней актерской игрой картину выделяет особенный видеоряд, в котором красота карпатских лесов искусно вплетается в пропитанную криминалом жизнь приграничных городков. Собственно об его создании мы и побеседовали с оператором-постановщиком фильма «Межа» Мартином Жиараном (Martin ŽIARAN).

8873Мартин, в Украине сегодня наблюдается бум кинопроизводства. Какова ситуация с киноиндустрией в Словакии? 

— Для Словакии сейчас действительно яркое время. Если говорить о периоде 10-летней давности, тогда снимали один лишь фильм в год. Это были достаточно сложные времена.

Сегодня все стало намного лучше, снимается много фильмов и сериального продукта. На мой взгляд, основанием для этого стало и гораздо более дешевое производство. 

Например, взять цифру. Она значительно упростила и удешевила работу над съемочным процессом. Соответственно, огромное напряжение, в котором все это время находились продюсеры и режиссеры, тоже уменьшилось.

Благодаря этому режиссеры получили больше свободы, в том числе и творческой. Потому в настоящий момент в Словакии появилась благоприятная среда для производства контента, в сравнении с тем, что было 10 лет назад.

Расскажите о ваших проектах.

— Я уже 5 лет живу в Праге, но работаю на две страны. Это мой седьмой полный метр и третья совместная работа с режиссером Петером Бебьяком.

Сейчас в препроизводстве украинско-словацко-польская копродукция. Рабочее название Pleasure Principals. Начало съемок запланировано в Варшаве, далее по плану — Прага и Одесса. Концепция режиссера такова: в каждом городе снимает локальный (местный) оператор. Поэтому в Польше будет работать польский оператор, в Чехии — я, в Украине — украинец.

Возвращаясь к фильму «Межа»… С каким оборудованием работали на съемках?

— Для съемок мы использовали Arri Alexa и оптику Cooke Anamorfic Lenses. Все оборудование нам поставил украинский рентал хаус Patriot, съемочная команда также была из Украины. Это был мой первый опыт работы с украинской командой, замечу, очень успешный.

Еще мы использовали специальное операторское оборудование: краны, тележки, дрон.

В фильме есть сцены, снятые под водой, для их съемок мы использовали специальное подводное оборудование, бокс для камеры Alexa. Разумеется, я не нырял, подводные съемки проводил специально обученный оператор — дайвер подводных съемок. Кстати, сюжет, когда главный герой падает в карьер, в реальности мы снимали в бассейне. Стены бассейна были обтянуты черной тканью, что дало эффект глубокого черного провала карьера. 

В картине много натурных съемок, естественного освещения. Как вам работается в таких условиях? 

— Для начала нужно быть везунчиком (смеется). Потому что иногда приходится ждать хорошего света. В данном случае я очень благодарен продюсеру и режиссеру за терпение.

Часто приходилось ждать то солнца, то облачности. Ну и на самом деле, когда у тебя жесткие временные рамки, принять решение об ожидании дается нелегко.

Что касается стиля освещения в этом фильме, мне, кроме естественного, нравилось также использовать искусственное освещение. Благодаря этой комбинации нам удалось выработать определенный стиль. Например, мы балансировали солнце и использовали специальные желтые фильтры. Обычно это выглядит не совсем естественно, но это и стало тем самым изобразительным решением, которое вы сейчас видите на экране.

Поделитесь, пожалуйста, какой-то интересной историей, произошедшей во время съемок.

— Вспоминается первый день съемок… Было очень дождливо, при этом в сценарии прописан солнечный день. Мы стали думать — что же делать, может, отменить съемку? Но Ванда, продюсер, настояла все-таки на съемке, сказала: мы должны снимать! Окей, начали съемку. И на сегодня могу сказать, что эти кадры, пожалуй, получились самыми атмосферными в фильме и стали настоящей находкой, потому что именно эта обстановка хорошо подошла ко всей сюжетной линии.

Search