Многие бизнесы, и особенно производители интеллектуальных устройств, уже второй год подряд – в режиме острого дефицита комплектующих. Что это значит для потребителей, и какие лазейки находят производители? Об этом «Бродкаст» поговорил с Валерием Базиленко, менеджером по развитию бизнеса компании ASUS в Украине.
- Режим дефицита. Когда он начался и когда все-таки закончится?
Сезон дефицита начался еще в первой половине 2020 года, но у нас были запасы – и ІІІ квартал 2020-го отработали в целом нормально.
Связано это с глобальным спросом. В связи с локдауном все члены семьи оставались дома, и там, где хватало одного устройства, понадобились уже несколько: каждому школьнику, студенту стало необходимо рабочее место. Поэтому спрос на мобильные устройства сильно вырос.
Товар начал уходить, причем на какие-то рынки он уходил быстрее, а каким-то, соответственно, доставалось меньше. Например, спрос на Америку очень большой. Если глобально мировой рынок ноутбуков не рос, он был ровным год от года (на наших развивающихся рынках был рост порядка 5%), и вот из-за того что люди вынуждены были оставаться дома, спрос в 2020-м очень сильно вырос во всем мире в среднем на 25%.
- Это очень много!
Совершенно верно, и в мировых масштабах индустрия просто не справилась.
Первыми пострадали экраны, потом процессоры: Intel и AMD не смогли обеспечить спрос. Большое влияние также оказало закрытие фабрик в Китае в феврале 2020-го.
- А что с логистикой?
Были нарушены цепочки поставок. Много контейнеровозов остановились, потому что не было потока. Потом получилось, что не было обратного потока в Китай из той же Америки, в связи с чем китайцы начали сами варить контейнеры.
И вот сейчас дефицит еще продолжается. Мы ежедневно получаем письма, что чего-то не хватает, и это уже когда заказ размещен и поступил на производство.
- Получается, фабрики не справляются…
Помните, совсем недавно было веерное отключение электроэнергии в Китае? Мы тоже пострадали, потому что фабрика, которая делала часть компонентов, остановилась, а поток большой, теперь – вынужденные задержки. Таким образом дефицит остается.
Читайте также: ASUS представила в Украине ноутбук-трансформер ExpertBook B7 Flip
- Компания на сегодня полностью изменила схему размещения заказов. Расскажите подробнее о новой цепочке.
Как было раньше: мы размещали заказ на то, что нам нужно, и фабрика и ее представители, которые отвечают за комплектующие, закупали необходимые детали.
И эта схема, к примеру, не поменялась у наших конкурентов. Сейчас у HP и Lenovo, по словам дистрибьюторов, около 300 тыс. устройств размещены в заказах, но фабрики сделать их не могут. Они время от времени заказы пересматривают, но все висят как невыполненные.
А мы с ІV квартала 2020 года перешли на другую схему. Компания закупает в больших объемах процессоры, например 100 тыс., распределяет их между рынками, мы видим это в соответствующих таблицах, которые получаем из главного офиса. И это очень показательно. Так мы видели, что компания считала, к примеру, что польский рынок больше, чем украинский, и им давали больше устройств. Мы возмутились, и тогда компания сделала прозрачную схему: приходит один файл, в котором видно, сколько получает каждый локейшн.
- Но в ноутбуке достаточно много компонентов, помимо процессора.
Так и есть. В каждом ноутбуке до 2000 разных компонентов, которые могут поставляться из разных источников и с разных заводов. Материнские платы мы делаем сами. У нас есть возможность регулировать 8 Гб или 16 Гб памяти. В основном мы ориентируемся от количества запчастей, которые уже есть в наличии: это может быть 15 000 корпусов, 5 000 процессоров Core5, 2 000 процессоров Core7 и 13 000 – Core3. Из этого мы собираем, по нашим соображениям, лучшие для украинского рынка модели и размещаем заказ. И вероятность выполнения из тех компонентов, которые, в общем-то, уже закуплены, выше, чем просто размещение заказа и ожидания его выполнения.
А дефицит жуткий! Если раньше у нас товар мог продаваться со склада дистрибьютора около 3 месяцев, то сейчас распределяется всем нашим дистрибьюторам прямо с завода и, попадая в Украину, сразу едет на прилавки сетей. Склады пустые.
Данная ситуация, видимо, сохранится до середины 2022 года как минимум.