В жизни каждой маленькой женщины есть момент, когда она думает, что должна сделать выбор между личной жизнью и карьерой. В жизни каждой взрослой женщины есть момент, когда она понимает, что единственный выбор, который она должна сделать, это выбор в пользу себя. Это может быть семья, карьера или и то, и другое одновременно. В условиях тысячелетнего запрета на путь, отличный от семейного, у большинства женщин не было шанса осознать собственные желания. И настоящая цель феминистического движения - это возможность хотеть, иметь выбор и нести за него ответственность.
Фильм “Маленькие женщины” 2019 года - это седьмая полнометражная экранизация романа Луизы Мэй Олкотт, изданного в 1868 году. Произведение считается полуавтобиографическим. Прообразом главной героини по имени Джо стала сама Луиза, хотя она так и не вышла замуж (в отличие от Джо), выбрав свободу и независимость. Грета Гервиг выступила режиссером и сценаристом проекта. У “Маленьких женщин” потрясающий актерский состав: Сирша Ронан, Флоренс Пью, Эмма Уотсон, Мерил Стрип, Тимоти Шаламе, Лора Дерн, Луи Гаррель и другие. Сирша Ронан сама попросила Грету о роли Джо, узнав о том, что планируется экранизация. Вряд ли у Греты Гервиг вышел бы плохой фильм, даже если бы она выбрала на главную роль кого-то другого, но Сирша Ронан настолько органична в этой роли, что сложно представить, как в ней можно было вообще сомневаться.
События происходят во время Гражданской войны в США. Фильм рассказывает историю семьи Марч, в которой случилось родиться четырем девочкам - Джо (Сирша Ронан), Мег (Эмма Уотсон), Бет (Элайза Сканлен) и Эми (Флоренс Пью). Семья Марч небогатая, но их поддерживает обеспеченная тетушка Марч (Мерил Стрип), у которой нет собственной семьи. Несмотря на скромную жизнь, семья Марч активно занимается общественной деятельностью и помогает малоимущим. Бедность семьи не очень радует девочек. Мег и Эми мечтают о счастливом и богатом замужестве, в чем их поддерживает тетушка Марч. Однако мечты тетушки разбиваются, когда красотка Мег выходит замуж за бедного учителя. Бет постоянно болеет, Джо собирается стать писательницей. У тетушки Марч остается только одна надежда - Эми.
По соседству вместе со своим дедом мистером Лоренсом (Крис Купер) живет молодой человек по имени Теодор Лоренс (Тимоти Шаламе). Лори, так называют его близкие, скептически относится к балам и светским развлечениям, считая их пустым занятием для легкомысленных девушек и денди. На одном из приемов он знакомится с Джо, его привлекает независимость и решительность девушки. Они становятся друзьями, но вскоре у Лори возникают чувства к Джо. Однако девушка настроена покорять мир и одна мысль о браке пугает ее до смерти. Она отвергает Лори и уезжает в Нью-Йорк искать собственную дорогу в жизни. Там она начинает писать бульварные рассказы, которые боится подписывать собственным именем. Ее сестры тоже сталкиваются с первыми разочарованиями в жизни. Мег сложно жить в бедности с любимым мужем, Эми осознала, что ее способности к рисованию далеки от способностей Микеланджело, а здоровье Бет становится все хуже.
“У женщин есть ум, у них есть душа, а не только сердце. И у них есть амбиции, у них есть талант, а также красота, и я так устала от людей, которые говорят, что любовь - это единственное, что может женщина. Я так устала от этого!” - эмоционально говорит Джо Марч. Немного позже она добавляет: “Но мне так одиноко”. Внутренний конфликт главной героини - это конфликт целого поколения женщин, который, пожалуй, так и остается неразрешенным. Несмотря на семимильные шаги человечества, многие западные семьи в той или иной форме до сих пор придерживаются традиционных ценностей, ориентируя девочек на карьеру в замужестве. У этой проблемы, как и у борьбы за свои права, есть другая сторона. В состоянии войны человек склонен делить мир на черное и белое. Однако необходимость самореализации не отменяет потребности в отношениях и эмоциональной близости. Именно потребность в близости и осознание несовершенной человеческой природы загоняет Джо в тупик, в котором она сталкивается с собой и той несвободой, которую она сама же создала.
“Маленьких женщин” часто представляют как романтическую историю, но это далеко не так. Сама сюжетная линия дает подсказку, что реальная картина отношений в семье Марч далека от идеализированного принятия друг друга, которое демонстрируется на первом плане. Иррациональный страх Джо перед семьей и близостью, скорее всего, вызван тем, что она понимала жертву своей матери, которая родила и воспитала четырех дочерей. Лори явно был слишком юн для того, чтобы подождать, пока успокоится Джо. И пусть Эми говорит, что “все происходило слишком быстро”, ее брак с Лори все равно остается отыгрыванием сиблинговой конкуренции.
В конце фильма издатель просит Джо добавить в книгу романтический финал. Джо соглашается на компромисс и выдает героиню замуж. Сама Джо в этот момент делает выбор и соглашается принять в свою жизнь нового мужчину. Она догоняет Фридриха перед отправлением поезда и признается в своих чувствах прямо под дождем на вокзале. Эта сцена практически дословно становится частью книги Джо и тем самым романтическим финалом, которого требовал издатель. Однако эти отношения на самом деле являются компромиссом, аналогичным тому, на который Джо пришлось пойти в переговорах с издательством. При встрече с Фридрихом Лори первым начинает задавать вопросы и обозначать границы. Очевидно, что Джо становится тем же внутренним конфликтом для Лори, которым он был для нее. Это неудобная правда о реальной жизни, в которой мы никогда не принимаем друг друга до конца, сожалея об ошибках, которые нельзя исправить, но с которыми приходится жить. Фильм очень мягко обозначает “реальность”, добавляя в теплый ламповый свет “Маленьких женщин” немного горечи, но именно эта несовершенность делает историю настоящей и наполняет ее жизнью.
Лента получила 6 номинаций на Оскар, включая номинацию “Лучший фильм”. Бюджет фильма составил $40 млн, кассовые сборы уже достигли отметки $147 млн. “Маленькие женщины” стартуют в украинском прокате 30 января.