Мировое кино

Оставь дверь открытой. Рецензия на фильм «Ирландец» (2019)

Биографический роман о жизни Фрэнка Ширана “Я слышал, ты красишь дома” (метафора, которая описывает профессию киллера) вышел в 2004 году, Мартин Скорсезе сразу заинтересовался возможностью экранизации. Фрэнк Ширан был известен как один из активных участников профсоюзного движения в США. Однако его чаще вспоминают благодаря его связям с итальянской мафией, хотя из-за ирландского происхождения он так и не был принят в “семью” официально. Одна из причин популярности книги - раскрытие одного из самых загадочных преступлений в истории США, исчезновения Джимми Хоффы. Во время разговора с Чарльзом Брандтом, автором романа, Ширан признался, что это именно он убил Хоффу. ФБР до сих пор не нашло никаких доказательств его словам, поэтому преступление продолжает оставаться нераскрытым.

Фильм Скорсезе, хотя и рассказывает историю жизни Ширана, но смотреть его и анализировать нужно вне контекста истории Фрэнка. Биография Ширана в данном случае, скорее, инструмент для самовыражения режиссера. В этом году Мартин несколько раз негативно высказался о современном мире и тенденциях современного кинематографа, назвав “Мстителей” чем-угодно, кроме кино. По иронии судьбы классические студии отказались спонсировать съемки фильма, сказав, что время криминальных драм Скорсезе и Де Ниро давно ушло. 159 миллионов долларов на съемки “Ирландца” в итоге нашел только Netflix. Это дало фильму жизнь, но сыграло еще одну злую шутку над режиссером. Буквально на неделе Скорсезе обратился к публике еще раз, попросив не смотреть “Ирландца” на смартфонах.

Кажется, по мнению Скорсезе время криминальных драм с Де Ниро может уйти, только когда уйдет сам Мартин. И сам “Ирландец”, несмотря на всю многослойность, это в большей степени манифест режиссера против бессмысленности современного мира. Скорсезе использовал во время съемок технологию “компьютерного омоложения”, благодаря которой он смог привлечь старую гвардию актеров. Помимо Де Ниро, в “Ирландце” также отметились Джо Пеши, Харви Кейтель и Аль Пачино. Режиссер рассказывает их историю в ретроспективе, актеров пришлось омолодить на несколько десятков лет. На экране выглядит это, как минимум, странно, и обретает смысл только в контексте конфликта режиссера в современным миром, как последняя попытка сохранить свой мир кино, своих актеров и свои традиции. Несмотря на то, что технологии помогают убрать морщины, старость накладывает определенный отпечаток на мимику, цвет лица, походку и осанку. Поэтому Ширан в 50 лет выглядит не как Карслон в полном расцвете сил, а как 80-летний дедушка, только без морщин.

Казалось бы, мир привык жить 45-минутными эпизодами, но время длинных криминальных драм уйдет только тогда, когда уйдет сам Скорсезе. “Ирландец” длится 3.5 часа. Сага о жизни криминала не может быть быстрой. Первые ⅔ фильма действительно тяжеловаты для восприятия, события очень плавные, много вопросов вызывает “молодой” Де Ниро, который ходит так, будто ему 80. Создается впечатление, что конфликта нет в принципе - режиссер просто неспешно ведет нас по жизни Ширана. Кульминацией становится убийство Хоффы, оно же вскрывает внутренний конфликт Ширана и объясняет обилие католических символов в фильме. Поэтому последняя треть самая важная и интересная в “Ирландце”.

Ширан доживал свои дни в доме престарелых, семья не поддерживала с ним контакт. Его дочь Пегги еще в детстве подружилась с Джимми Хоффой. Когда лидер профсоюзов был убит, по поведению отца Пегги поняла, что он причастен к этому, и больше с ним не общалась. Комментируя войну, Ширан говорит, что она научила его понимать и разделять свои поступки в зависимости от необходимости выжить. В конце фильма священник спрашивает Ширана, чувствует ли он вину и сожалеет ли о том, что сделал, жалко ли ему семьи, который лишились отцов и сыновей. Он говорит, что не чувствует. Отсутствие у Ширана чувства вины как такового значит лишь то, что он отыгрывает его в жизни. В данном случае, внутренний конфликт Ширана был воплощен во взаимоотношениях с его дочерью. Она была лучшей его частью, она была его человеческой частью, она его не простила за убийство друга. Священник же отмечает, что даже если Ширан не ощущает вину, это не значит, что у него нет чувства вины.

“Ирландец” - очень неоднозначная работа даже в разрезе творчества самого Скорсезе с его традиционно длинными лентами. Если первые ⅔ фильма очень сложно воспринимать, то последняя треть компенсирует все с лихвой. Любая хорошая история, прежде всего, человеческая. Именно благодаря этому мы можем сопереживать главным героям, соотносить опыт наших жизней и сожалеть о том, что нельзя ни изменить, ни сделать по-другому, даже если бы в прошлое можно было вернуться.

В одной из сцен мы видим отрывки из военного прошлого Ширана. Во время войны ему не просто приходилось расстреливать пленных, он заставлял их копать себе могилы. Его удивляло, что они делают это с сильной самоотдачей, будто надеясь, что если работа будет сделана хорошо, то это спасет им жизнь. Когда Ширан начал работать с Расселом Буфалино, он отметил, что это напоминает ему армию. Ты просто выполняешь задания без лишних вопросов и получаешь поощрение. Зигмунд Фрейд писал, что у травмы есть две стороны - боль и удовольствие. Фрэнк Ширан был относительно доволен жизнью и по его же словам получал удовольствие от работы. Но это значит лишь то, что на самом деле он не видел собственной боли, мало отличаясь от тех пленных, которые сами копали себе могилы под прицелом его оружия.

“Ирландец” Мартина Скорсезе доступен для просмотра с 27 ноября 2019 года на стриминговом сервисе Netflix в рамках подписки, в том числе на территории Украины.

Follow Us

Подписка на Новости

Свежая информация каждую неделю

Кино

© 2010-2018гг. Broadcast Project All Rights Reserved.Design & Development by Broadcast

Search