Новини

Найден "новый скрытый мир" в ядре Земли

Более полувека научное сообщество полагало, что внутреннее ядро Земли представляет собой твердый шар из сжатого сплава железа, окруженный жидким внешним ядром.

Но новое исследование, опубликованное в журнале Physics Of The Earth And Planetary Interiors, предполагает, что твердость планетарного шара варьируется от твердого до полумягкого и жидкого металла.

"Чем больше мы смотрим на это, тем больше понимаем, что это не скучный кусок железа. Мы находим совершенно новый скрытый мир", — сказала Джессика Ирвинг, сейсмолог из Бристольского университета в Англии, не принимавшая участия в исследовании.

В некотором смысле внутреннее ядро Земли остается таким же загадочным, как и тогда, когда Жюль Верн опубликовал свое фантастическое "Путешествие к центру Земли" в 1864 году. Хотя ученые знали с 1950-х годов, что наша планета не полая, как предсказывал Верн, но внутренняя часть планеты все еще не исследована: огромная жара и давление просто слишком велики для любого человеческого или созданного человеком зонда, чтобы добраться туда.

"Если с нашей планетой не случится что-то ужасное, то у нас никогда не будет прямого наблюдения за ядром Земли", — сказала Ирвинг.

"Вместо этого геофизики полагаются на сейсмические волны, вызванные землетрясениями. Измеряя эти массивные вибрации, ученые могут восстановить картину внутренней работы планеты способом, который сродни компьютерной томографии человека", — прокомментировала Ирвинг.

Эти волны бывают двух видов: прямолинейные волны сжатия и волнообразные поперечные. Каждая волна может ускоряться, замедляться или отражаться от разных сред при движении по Земле.

Для Ретта Батлера, геофизика из Гавайского института геофизики и планетологии, новое исследование началось с вопроса о несовпадении чисел. Батлер наблюдал за тем, как сейсмические волны, создаваемые сильными землетрясениями в пяти разных местах, проходят через ядро Земли на совершенно противоположную сторону земного шара. Но что-то было не так — поперечные волны землетрясений, которые должны были пройти через твердый металлический шар, вместо этого отклонялись в определенных областях.

Цифры удивили Батлера. Он знал, что математика сейсмических волн верна, что могло означать только одно: ученые ошиблись в структуре.

"Если вы занимаетесь этим бизнесом, вы должны сопоставлять данные", — сказал он.

Итак, Батлер и его соавтор пересмотрели свое базовое предположение о том, что внутреннее ядро Земли было твердым на всем протяжении. Они обнаружили, что наблюдаемые ими волны работают, если ядро не является твердым шаром, а имеет карманы из жидкого и "мягкого" полутвердого железа около его поверхности. По словам Батлера, особенно поражает диапазон консистенций железа.

"Мы видели доказательства того, что шар не только не везде мягкий, но и действительно жесткий в некоторых местах. У него есть твердые поверхности, прямо против расплавленного или рыхлого железа. Так что мы видим много деталей внутри внутреннего ядра, которых не видели раньше", — акцентировал он.

Это исследование потенциально может революционизировать понимание магнитного поля Земли. Согласно исследованию, опубликованному в 2019 году в журнале Science Advances, в то время как закрученное жидкое внешнее ядро управляет магнитным полем нашей планеты, внутреннее ядро помогает его изменять.

Батлер и Ирвинг считают, что более глубокое понимание внутреннего ядра поможет ученым понять взаимосвязь между внутренним пространством планеты и ее магнитной активностью.

Напомним, недавно директор Американского космического агентства NASA Билл Нельсон заявил о реальной возможности существования инопланетян в космосе.