Мировое кино

Война внутри нас. Рецензия на фильм «1917»

После Второй мировой войны человечество долго задавалось вопросом, какой будет Третья. Несмотря на бесчисленные конфликты на Востоке, сегодня мы все еще продолжаем считать, что время больших войн ушло, Третья мировая так и не началась. Тем не менее, в номинантах на Оскар 2020 сразу два фильма о войне - “1917” о Первой и “Кролик Джоджо” о Второй. Значит ли это, что мы просто продолжаем переваривать прошлое? Или Третья мировая разворачивается в другой плоскости, в нас самих?

Режиссером и сценаристом “1917” выступил Сэм Мендес (“Красота по-американски”, “Дорога перемен”). Для него это очень личный проект - в основе сценария лежит история дедушки режиссера. Британская армия планирует наступление в связи с отступлением немцев за линию Гинденбурга. Разведка получает информацию о том, что отступление тактическое, немцы планируют засаду. Телефонные линии повреждены, связи нет. Фильм рассказывает о двух британских солдатах Томе Блейке и Вильяме Скофилде, которым руководство поручило передать приказ батальону на передовой о необходимости отозвать атаку. В батальоне служит старший брат Блейка, поэтому у Тома есть и личные причины, чтобы успеть вовремя.

Тома Блейка играет Дин-Чарльз Чапман, Скофилда - Джордж Маккей. В эпизодических ролях также засветились Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч, Марк Стронг и Ричард Мэдден. Интернет уже шутит по поводу реюниона Томмена Баратеона (Дин-Чарльз Чапман) и Робба Старка (Ричард Мэдден), актеры сыграли в “1917” братьев Блейк. Несмотря на то, что Сэм Мендес, возможно, просто отбирал британских актеров, также можно предположить, что это маркетинговый ход со стороны создателей фильма для привлечения дополнительного внимания к релизу.

Во время отступления немцы применяли технологию "выжженной земли", педантично уничтожая все, что теоретически может помочь противнику выжить на территории. Несмотря на то, что "выжженная земля" далеко не новая технология, в "1917" кажется, что Мендес вложил в мертвые земли чуть больше смысла, чем просто в демонстрацию военной технологии. Можно понять разрушенные укрепления и взорванные мосты, но срубленные черешни и убитые коровы кажутся не просто варварством, а той его разновидностью, которой наслаждаются, как наслаждались убийством фашисты во время Второй мировой.

Операторской работой “1917” занимался один из лучших операторов Голливуда - Роджер Дикинс (“Бегущий по лезвию 2049”, “Старикам тут не место”, “Железная хватка”). Благодаря “длинным дублям” зрителю кажется, что фильм снят одним непрерывным кадром. Камера идет за Блейком и Скофилдом, иногда мы видим ситуацию их глазами, иногда мы просто падаем в окопы вместе с ними. В Украине фильм можно будет посмотреть в IMAX, картинка того стоит.

Солдаты бегут по пустым землям, перепрыгивая через трупы, падая в лужи и продираясь сквозь колючую проволоку. События в какой-то момент становятся похожи на компьютерную игру, в которой солдат должен выполнить свою миссию. Скофилд не обращает внимания на травмы, на боль и усталость, в конце фильма он просто герой игры. Этот эффект раскрывает еще одну сторону войны - солдаты становятся роботами, кажется, что у них нет цели, кроме той, которую им поставило командование. Но то, что движет людьми на войне, то, что заставляет бежать и выполнять миссию - это чисто человеческое. Скофилд бежит не для того, чтобы выполнить приказ. Он бежит для того, чтобы благодаря этой информации выжил брат Блейка. Он бежит, чтобы однажды и он сам мог вернуться домой, потому что в кармане у него лежит фотография родных, на обороте которой написано "Возвращайся к нам". 

“1917” уже получил “Золотой Глобус” как лучший драматический фильм, Сэм Мендес был отмечен как лучший режиссер. “1917” также получил 10 номинаций на Оскар и, учитывая предысторию с “Золотым Глобусом”, скорее всего, соберет основные награды. В Украине фильм выходит в прокат 30 января 2020 года.

Читайте также рецензию автора "Бродкаста" на фильм «Кролик Джоджо».

Новое на сайте

Search