В рамках Зимнего кинорынка ОМКФ состоялось, ставшее уже традиционным, событие Hard talk "Украинское кино в прокате", ожидаемое в первую очередь представителями кинотеатров, маркетинговыми и PR компаниями, занимающимися продвижением фильмов в прокат и их производителями.
Спикерами этого вечера были:
- Филипп Ильенко (Государственное агенство по вопросам кино);
- Елена Ницко (руководитель департамента маркетинга сети кинотеатров "Синема Сити"),
- Роман Мартыненко (руководитель компании MMD, бывший директор ЗАО «1+1»)
- Полина Толмачова ( PR ти маркетинг директор Film.ua),
- Владимир Яценко ( продюсер фильма "Дике Поле’’, компаня Limelight) и другие представители киноиндустрии.
Привычных споров и разногласий в ходе дискуссии не было. Прокат украинского кино является сложной темой. Кинотеатры хотят получать качественный продукт – кино, на которое пойдут зрители, производители - больше государственного финансирования. В Украине на съемки кинокартин с каждым годом выделяется все больше средств, а зрители, согласно информации от продюсеров фильмов, которым Госкино Украины предоставило лицензии на распространение лент, все равно на них не идут.
Конечно, если заработает так называемый единый билет, он поможет решить сразу несколько болезненных проблем, а именно увидеть реальную картину количества действующих кинотеатров в Украине, демонстрирующих национальные, украинские фильмы и насколько выдерживается квота их демонстрации.
Следует отметить, что 28 ноября 2017 года был принят закон, продливший мораторий до 31 января 2019 года на проведение проверок малого и среднего бизнеса со стороны тех регулятивных органов, которые должны проводить такую проверку. После истечения этого срока Госкино получит право проверять кинотеатры, в том числе на предмет наличия прокатных удостоверений, соблюдения квоты на демонстрацию украинских фильмов. Конечно же отечественный кинопрокат несравним с европейским.
У нас остался постколониальный синдром собственной неполноценности и антинациональной политики. Украинского зрителя много лет сознательно отучали от всего украинского, вырабатывая привычку считать продукт национального производства чем-то второсортным, что касается и кино. Хотя есть и позитивные тенденции. Презентация показала как в динамике, почти в 2 раза увеличились кассовые сборы даже по сравнению с предыдущим годом. Сейчас в Украине на разных студиях снимают порядка 30 фильмов, в которых играют украинские, голливудские и европейские актеры.
Отказ от российского контента и законодательная поддержка киноотрасли - основные причины для успеха украинского кино. Дистрибьюторы и кинотеатры стали охотнее брать отечественные фильмы. Для примера можно привести военную драму "Киборги: Герои не умирают", комедию "DZIDZIO Контрабас" и полнометражный трехмерный мультфильм «Украденная принцесса».
Итогом дискуссии по развитию кинопроката в Украине в 2019 году стало несколько основных рекомендаций от ее участников:
- От директора дистрибьюторской компании MMD Романа Мартыненко прозвучал призыв вкладывать больше усилий в промо и активнее налаживать контакт с аудиторией, искать ее там, где она может быть сосредоточена. Например, фильм «Дикое поле» рекламировали на всех платформах, где, по мнению создателей, можно было встретить целевую аудиторию ленты - в социальных сетях (в том числе на странице автора романа Сергея Жадана, который имеет 69 тыс. подписчиков в Фейсбуке), на книжных выставках и тому подобное;
- «Производители должны о своем фильме беспокоиться. Кинотеатры не крайние, каждый из нас должен любить "кино в себе, а не себя в кино"», - подытожила госпожа Ципьяшук (директор кинотеатра “Премьера”, г. Ковель). От нее же прозвучало пожелание к продюсерам, чтобы те работали упорнее, предлагали свои релизы, присылали промо, привозили творческие команды на премьерные показы и тому подобное.
- Устраивать повторные прокаты – вот рецепт от председателя Ассоциации киноиндустрии Украины, продюсера Владимира Яценко. Так-как одним из путей к привлечению аудитории являются повторные прокаты национальных лент. «Это не очень форматная история - повторный прокат. У нас его вообще не существует. Но это прекрасная идея: когда фильмы выходят на телеэкраны - делать повторные показы в кинотеатрах. Работать точечно. Это один из инструментов », - пояснил он.
- Зарабатывать репутацию, вот что нужно для того, чтобы зритель пошел – считает директор по маркетингу Film.ua Group Полина Толмачева. Когда украинцы начнут доверять национальным производителям - будут ходить в кино на украинском фильмы. И самое главное: «Нам всем нужно подождать. Мы все тяжело работаем, стараемся, учимся делать нужно кино. И мы благодарны нашим зрителям, которые ходят на украинские фильмы, даже в 10 утра или 10 вечера. Они инвестируют свое время и немалые средства. Мы должны быть достойны этого инвестирования», - добавила она.
Очень много было сделано и делается для развития киноиндустрии в Украине. С 2019 года должны заработать все нормы закона о поддержке кинематографии. В том числе и норма о том, что иностранные производители смогут вернуть до 17% расходов на кино, произведенных на территории Украины, но пока в Украине будет продолжаться непростая экономическая ситуация, заставить зрителя проводить свой досуг в кинотеатрах невозможно. Самая важная задача кинематографа - дарить человеку эмоцию, а это большое искусство, которое далеко не все освоили.